Учитель русского языка и литературы Екатерина Тюлькина вернулась из Сыктывкара в родной район - Койгородский. Её детство прошло в посёлке Подзь. После окончания педагогического института молодой педагог осталась работать в Сыктывкаре. Спустя девять лет она вместе со своим молодым человеком вернулись в район. Он - чтобы начать собственное дело, она - чтобы продолжить учить детей. Сегодня, в День учителя, интервью с Е.Тюлькиной опубликовала газета "Новая жизнь".
- Екатерина Павловна, что определило выбор профессии?
- Вопрос о том, где учиться после 11 класса даже не стоял, так как, окончив с отличием филологический факультет республиканского очно-заочного лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности при Коми государственном педагогическом институте, я точно знала, что буду учителем русского языка и литературы, буду учить детей.
С детства я знала, как тяжёл учительский труд. Моя мама Тюлькина Нина Ивановна и тетя Тимофеева Зоя Пантелеевна до сих пор работают в Подзьской школе, но уже тогда понимала, что УЧИТЕЛЬ - это призвание, а ШКОЛА - это единственное место, где ты видишь результат своей работы. Учитель не имеет права на ошибку, ибо ошибки врача опасны для одного человека, а ошибки учителя - для общества в целом.
- В последние годы наблюдается такая тенденция, что большинство выпускников педагогических вузов не связывают себя с профессией учителя. Но ты решила идти на работу по специальности. Это целенаправленный выбор или случайность?
- Весной этого года меня пригласили выступить на республиканском форуме педагогов, проходившем в стенах СГУ. Тема звучала так: "Кто и чему учит учителя?" В присутствии уважаемых преподавателей, коллег, родительской общественности я позволила себе задать вопрос нынешним студентам педагогического вуза: "А кто из вас собирается прийти работать в школу?" Всего несколько рук было поднято... Этим летом я была участницей Всероссийского форума педагогов "БалтАртек", где эту ситуацию, задавая вопрос А.А.Фурсенко, привела в пример. На мой взгляд, в педагогических вузах необходимо вводить дополнительные вступительные испытания или "поднимать планку" баллов для поступления, как это было раньше.
Сейчас, к сожалению, в педагогические вузы поступают, так сказать, "по остаточному принципу", когда никуда больше не поступил... Именно в этом, мне кажется, скрываются корни невысокого престижа профессии, и того, что выпускники не "выстраиваются в очереди" возле школ.
- Пожалуй, одна из проблем, с которой часто сталкиваются филологи - это не читающие ученики. Что ещё тревожит современных учителей русского языка и литературы?
- На мой взгляд, мы не всегда правы, когда говорим, что наши дети не читают, а "сидят в социальных сетях все дни напролет". Что значит читать? Это просто пробегаться глазами по тексту. Читать вдумчиво - это совсем другое! Это значит - отделять общее от частного, следовать за мыслью автора, проводить параллель с реальной жизнью и т.д. Филологов беспокоит, что многие дети не читают художественную литературу. Но дети все равно читают! Даже в интернете, но читают! Просто не все мы, педагоги, можем перестроиться, не все идем в ногу со временем. Главная задача учителя сегодня - объяснить ребенку, что к чтению в интернете, как и к чтению литературы нужно подходить осознанно и с осторожностью, выбирая и отбирая материал. Вот эта проблема в постиндустриальном обществе стоит намного острее. Материала для прочтения много, а качество его приходится постоянно держать на контроле.
- Зачастую молодые специалисты, набравшись опыта работы в селе, покидают захолустье и стремятся продолжить профессиональную стезю в городах. Однако спустя девять лет работы в столице, ты переехала в сельскую местность. С чем связан этот выбор?
- Никогда бы не подумала, что вернусь в район. Как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает... "Дела сердеШные".., нас не спрашивают, с какой стороны придет любовь.
Чуть больше года назад мой молодой человек получил грант на открытие цеха по производству мебели на заказ. И вот два активных молодых специалиста приехали на малую родину.
Искреннее надеемся, что мы сможем принести немало пользы нашему Койгородскому району.
- Пожалуй, после месяца работы в нашей школе ты можешь ответить на вопрос - что отличает сельского ученика от городского?
- Что отличает? Да ничего! Если только у городских чуть больше возможностей, но ведь не все ими пользуются!
А дети везде одинаковые - искренние, чистые, с пытливым умом и лучезарной улыбкой, с зарядом оптимизма и позитива, от которого хочется вновь и вновь бежать в школу, что-то придумывать, создавать, творить!
- В недавнем интервью министр образования и молодёжной политики Республики Коми Светлана Архипова-Моисеева ярко акцентировала внимание на развитие российского движения школьников. По словам министра, эта форма работы позволит пробудить в подрастающем поколении социальную активность. Какие задачи ты ставишь перед собой, возглавляя РДШ в районе?
- Я глубоко убеждена, что вырастить активную, целеустремленную и заинтересованную личность может лишь активный, целеустремленный и заинтересованный педагог! Я изо всех сил стараюсь поддерживать в себе этот внутренний пожар, а также ежедневно делюсь маленькими его огоньками со своими ребятами!
Каждый ребенок индивидуален и по-своему уникален, нужно лишь рассмотреть его уникальность и направить в нужное русло. Говорить о каких-либо сверхзадачах в первый год становления Российского Движения Школьников я не решусь, да этого и не требуется. Сейчас главное - это грамотно рассказать ребятам и их родителям о движении, о плюсах нахождения в РДШ, собрать команду активистов и начинать работать. Уже сейчас (всего за месяц работы) наша команда добилась немалого. Шестеро ребят съездили на недельный слет активистов РДШ, который проходил в "Гренаде", провели две всероссийские акции в районе, приняли участие в "Кроссе нации", готовим интереснейший сюрприз учителям к профессиональному празднику. Дети довольны, а для меня это главный показатель и результат моей работы.