Спектакль "Настасья Филипповна" закрыл II Северный фестиваль в Сыктывкаре 12 сентября. Необычную сценическую трактовку знаменитого романа Федора Достоевского "Идиот" предложил публике театр драмы республики Карелия "Творческая мастерская".
Московский театральный режиссер Сергей Стеблюк выбрал самый инфернальный персонаж великого полифонического романа, и зрители неоднозначно оценили его работу.
Князь Мышкин предстал перед публикой немолодым, очень высоким и худым, с редкими волосами мужчиной, по виду которого сразу можно было понять, что он именно "идиот", а не эпилептик. Нездоровое выражение лица и абсолютно сумасшедшие глаза, которые все время смотрят куда-то вдаль, сквозь людей. Его болезненность многим помешала в него поверить.
Зрители, профессионально занимающиеся литературой, оскорбились подобной трактовкой и были разочарованы. Некоторые даже покинули театр, не дождавшись финала. Это и не удивительно, ведь с образом Мышкина предшественники почти не экспериментировали. У Достоевского это "молодой человек, лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное".
Князь Мышкин из Карелии вызывал смех в зрительном зале, хотя ничего смешного он не говорил и свою речь закончил не знаменитой фразой "красотой мир спасется", а предостережением, что ему страшно за тех, кто сейчас на него смотрит. Он предложил зрителю согласиться, что они такие же, как он, от чего многим стало не по себе.
Более убедительно свою роль в философском вечере сыграла Настасья Филипповна. Ее появления на сцене ждали снова и снова, чтобы еще раз понять, а не подменил ли режиссер любимый образ. За полтора столетия существования романа уже стало привычно, что Барашкова — знойная брюнетка, так ее видели и режиссеры, взявшиеся за экранизацию. Но карельский театр выбрал портрет, который предложил сам Достоевский: "необыкновенной красоты женщина … волосы, по-видимому, темнорусые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна".
И Настасью Филипповну режиссер представил, как "идиотку", которая среди никчемных людей проигрывала им во всем. Вероятно, не место "классическим" женским персонажам на современной сцене — они умерли вместе со своими авторами. Что хотела сказать Барашкова Сергея Стеблюка, осталось загадкой, так как ни к чему ее слова и мысли все равно бы не привели. После такого прочтения персонажа есть опасение, что никто не захочет быть на нее похожей.
Находка, когда в трагических местах играет цирковая музыка, тоже не показалась зрителю оригинальной. Но в эти моменты спасал эмоциональный накал актеров. Небогатые декорации, приглушенные цвета в костюмах — ничего не отвлекало от философии страданий.
Дмитрий Максимов и Владимир Колганов за исполнение ролей князя Мышкина и Парфёна Рогожина в спектакле получили диплом в номинации "Лучший актерский дуэт". Напомним, в этом году Северный театральный фестиваль в Сыктывкаре впервые оценивало жюри.