Внимание педагогов к включению детей с особыми образовательными потребностями в общее образование в очередной раз привлекут в рамках ежегодного всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа". В Коми есть практика, которую можно объединить и внедрить в инклюзивные образовательные технологи всей страны.
Как рассказали "Комиинформу" в министерстве образования и молодежной политики Коми, сегодня ухтинский Центр развития ребенка – детский сад № 40 посещают дети с детским церебральным параличом, с врожденными аномалиями развития головного мозга, с наследственными заболеваниями, с эпилепсией в стадии ремиссии, дети с ортопедической патологией, имеющие врожденные вывихи бедер, врожденные деформации грудной клетки и конечностей, с пороками развития конечностей. По результатам коррекционно-развивающей работы 99,8 процента детей показывают улучшение состояния.
Ухтинский детский сад комбинированного вида № 60 в рамках инклюзивного образования используется амблиотренажер, коррекция лучшего глазам лазером, а также правильно подобранная очковая коррекция.
На базе средней школы №16 в Ухте создана "Школа для всех", где сформирована доступная образовательная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и детей, не имеющих нарушений развития.
В сыктывкарском детском саду № 8 разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования и включены в инклюзивный образовательный процесс дети с нарушением опорно-двигательного аппарат, ДЦП, задержкой психического развития, ранним детским аутизмом, сложной структурой дефекта.
В средней школе № 18 Сыктывкара созданы частичные условия для инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения и задержкой психического развития.
Кроме того, с 1 сентября 2016 года организовано инклюзивное обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в трех муниципальных общеобразовательных организациях Сыктывкара.
В школах республики по итогам 2015-2016 учебного года обучалось 1209 детей-инвалидов школьного возраста, из них 830 детей посещали образовательные организации и были полностью включены в образовательный процесс.
Полностью интегрированы в образовательный процесс и охвачены инклюзивным образованием 77 процентов детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, 21 процент охвачен временной или частичной формой интеграции, что способствует освоению ими образовательных программ в полном объеме и расширяет их образовательные возможности.
По информации Минобраза Коми, в рамках программы "Доступная среда" в 72 образовательных учреждениях частично созданы условия для инклюзивного обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В 62 - созданы условия частичной доступности к образовательной среде особенных детей, оборудована входная группа, проведено переоборудование санитарно-технических и учебных помещений. В 52 базовых учреждениях приобретено реабилитационное оборудование для организации коррекционно-развивающей работы и обучения детей-инвалидов, что позволяет обеспечить их своевременную реабилитацию и коррекцию.
Во всех базовых образовательных учреждениях организовано психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, отметили в министерстве.
В первом полугодии 2016 года психолого-педагогическое сопровождение детей проводилось в 204 школах в рамках работы школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. Содержание и формы работы направлены на создание системы комплексной помощи в освоении общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ проводят сегодня 306 педагогов-психологов, 185 учителей-логопедов, 235 социальных педагогов, а также классные руководители и учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей составляются планы работы по сопровождению обучающихся. Совершенствуется содержание и формы работы:
-
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности
-
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка
-
составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы
-
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе
-
ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.)
-
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Как отметили в ведомстве, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей способствует дальнейшей их социализации и адаптации в общество.