В преддверии Дня знаний "Комиинформ" изучил потребность школ республики в учителях. Судя по данным, опубликованным на сайте Министерства образования и молодежной политики Коми, всего общеобразовательным учреждениям региона требуется 323 преподавателя.
Большая часть вакансий предполагает 18-часовую загрузку. Есть предложения и на большее, и на меньшее количество академических часов. Впрочем, один специалист, обладающий соответствующей подготовкой, может вести два, а то и три предмета.
Самый северный город региона, Воркута, нуждается в 38 педагогах. Особенно нужны учителя русского языка и литературы - семь, и математики — пять. Требуются три географа, по два социальных педагога, преподавателя ОБЖ, английского языка, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, два учителя химии, немецкого языка. А также один учитель технологии, истории и обществознания, информатики, универсальный учитель биологии/химии/географии, коми языка, логопед, биологии. По полставки в одной из школ выделено на социального педагога и педагог-психолог.
Вуктылу требуется семь учителей: математики, технологии, ИЗО, коми языка, географии и биологии, начальных классов, логопед.
Ижемский район нуждается в учителях начальных классов и математики.
Школам Инты требуются два педагога-психолога, старший вожатый, учитель коми языка, русского языка и литературы, математики и хореографии.
Княжпогостский район — по два учителя русского языка и литературы и начальных классов. По одному преподавателю английского языка, математики, биологии, технологии, истории, физической культуры, коми языка, физики/математики, а также учитель начальных классов с преподаванием коми языка.
В Койгородском районе две вакантные ставки: учителя русского языка и литературы и учителя английского языка.
Корткеросский район нуждается в двух учителях английского языка, математики, физической культуры. И по одному наставнику по нерусскому языку и литературе, истории, немецкому языку.
Печора оказалась в затруднительном положении, учитывая небольшое население города. Муниципалитету нужно закрыть 35 ставок. Особенно высока потребность в учителях коми языка, английского, начальных классов — по пять вакансий. Нужны четыре учителя русского языка и литературы и столько же физиков. Три учителя физкультуры. По паре преподавателей математики и технологии. По одному — химии, ОБЖ, истории, информатики, биологии/географии.
Поработать в Прилузском районе зовут учителей начальных классов, технологии, математики и физики, английского языка, русского языка и литературы, педагог дополнительного образования.
Сосногорску нужны по два учителя английского языка, русского языка и литературы, математики. А также учителя физической культуры, начальных классов, коми языка, математики/физики.
Сыктывдинскому району для полного комплекта не хватает двух учителей начальных классов, двоих математиков, по одному преподавателю коми языка, английского/французского языка.
Наибольшее население и, соответственно, количество школ сосредоточены в Сыктывкаре. Поэтому 50 открытых ставок — это не так много. Наиболее острая необходимость в учителях начальных классов. Их требуется 18. Столице Коми нужно шесть педагогов дополнительного образования, по пять учителей русского языка и литературы, английского языка. Четыре математика, три учителя коми языка. Есть по две ставки на обучение физике и математике, музыке. Одна ставка отдана исключительно физике, другое место ждет человека, умеющего преподавать и физику, и информатику. По одной вакансии на изобразительное искусство, технологию, педагога-психолога.
Самым благополучным смотрится Сысольский район. Там для полного комплекта школам не хватает лишь учителя математики и информатики.
Троицко-Печорскому району требуются два учителя истории и обществознания. А также учителя начальных классов, математики, математики/информатики, коми языка, педагог-психолог.
Удорским школам нужно по два математика и учителя английского языка. По одному преподавателю русского языка и литературы, начальных классов, физики/информатики/математики, нерусского языка и литературы.
Усинск особой нехватки педагогов не испытывает. Если не считать математиков, коих требуется трое. Нужны два педагога-психолога, учителя физики, начальных классов, физкультуры, немецкого языка, английского языка. 9
В Усть-Вымском районе также нехватка специалистов по цифрам и задачам. Нужны два математика и три физика. На работу с малышами требуются пять учителей начальных классов. А также по два учителя английского языка и коми языка. По одному преподавателю истории и обществознания, русскому языку и литературе, химии, ОБЖ, социальный педагог и педагог-психолог.
В Усть-Куломском районе есть по три ставки учителя математики (физики) и английского языка, две ставки учителя начальных классов и биология, нужен один учитель истории и обществознания.
В Усть-Цилемском районе — учитель русского языка и литературы, английского языка, информатики, коми языка, математики.
Больше других в педагогических кадрах нуждается Ухта, где открыты 82 вакансии. Особенно остро стоит вопрос в начальных классах — 24 пустующих места. Технологическая столица Коми испытывает сложности с преподавателями математики, не хватает 13 специалистов. Семь школ ждут учителя русского языка и литературы, шесть — физкультуры, а также истории. Пять — учителей коми языка, четырех "англичан" и трудовиков, троих "музыкантов", двоих географов. По одному свободному месту есть для социального педагога, "немца", логопеда, химика, биолога, преподавателя изобразительного искусства, ОБЖ и информатики.
Начальник отдела общего образования Минобраза Коми Ольга Мазанова отметила, что в основном нехватка учителей наблюдается в городах. Если в сельской местности работникам предоставляют жилье, подъемные, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, то в городах большинство молодых специалистов, получающих 25 тысяч рублей, вынуждены большую часть зарплаты отдавать за аренду жилья или ипотеку. Она отметила, что в связи с вводом новых школ есть опасения, что дефицит педагогических кадров усилится. Но настоящей проблемой для образования может стать решение прекратить выплаты пенсий работающим пенсионерам. Тогда в сельских школах, где большую часть педагогического состава представляют возрастные учителя, работать будет некому.
Подробную информацию о потребности городов и районов республики в педагогах можно узнать на сайте Министерства образования и молодежной политики Коми в разделе "Кадровое обеспечение отрасли".