В Коми не хотят признавать скашивание борщевика бесполезным делом. Несмотря на то, что ученые призывают его укрывать черной пленкой, опрыскивать, засевать картошкой и рожью, но только не косить.
Напомним, второй этап покоса борщевика стартовал в Сыктывкаре в августе, первый проходил в июне. На борьбу с растением на территории города в 2016 году на 256 тысяч рублей больше и заключили контракты на сумму 882 тысячи рублей.
Сыктывкарцы возмущаются этим методом замедления распространения борщевика. По их мнению, косить борщевик на стадии созревания - нельзя.
"Борщевик скашивается несколько раз - до фазы созревания, и это знать просто необходимо. Не знаете? Уйдите в сторону и учите предмет, а лучше просто уйдите", - пишет Николай Прокофьев-Зюзев.
Его поддерживают и ученые. Кандидат биологических наук Игорь Далькэ говорит, что в начале июня и вплоть до осеннего периода листья борщевика уже опасны. Цветет борщевик на второй или седьмой год жизни, легко переносит заморозки. И кошение сорняка ни к чему фактически не приводит. Растение за две недели отрастает снова - в земле на глубине 15-20 сантиметров ждут спящие почки. "Соответственно, нужно откапывать почки, а их там у каждого растения пять-шесть. Борьбу нужно начинать ранней весной — гербицидом или укрывным материалом. В июне уже поздно. За сезон в городе косить надо не меньше шести раз. В селах люди заливают борщевик концентрированным раствором солей, уксусом, но только не косят", - отмечает ученый.
И.Далькэ является одним из авторов целого сайта про борщевик — proborshevik.ru. Он и его коллега - замдиректора по научной работе ИБ Коми НЦ УрО РАН — собрали большую базу научных статей, публикаций в российских и зарубежных изданиях на тему борьбы с борщевиком. Еще в 2012 году ученые со ссылкой на DELFI сообщили, что Латвия признала поражение в борьбе с растением. Планы по масштабному уничтожению зарослей не принесли итогов. Программа предусматривала, что к 2012 году площадь, занятая этими сорняками, не будет превышать две тысячи га. Тем не менее, ко времени завершения программы растения заняли площадь в 10,6 тысячи га.
Как сообщало DELFI, наиболее распространенным способом борьбы с борщевиком в Латвии является его вырубка. Правда, долгосрочного эффекта это не приносит. К истреблению борщевика в стране привлекались, к примеру, так называемые "столатовики" — безработные, которым в отсутствие полновесной работы предлагали временную подработку в местных самоуправлениях (за вознаграждение в сто латов / около 175 $ в месяц).
В 2014 году ученые Коми написали: "Скашивание вообще нельзя называть методом искоренения борщевика. Cкашивание не приводит к гибели растений борщевика. Сколько раз эту простую мысль надо повторить? Сколько раз в этом нужно убедиться на практике? Каждый житель Сыктывкара может это подтвердить. Каждый год в городе скашивают борщевик на значительных площадях. Каждый год борщевик отрастает снова. Если бы у меня были лишних 100-200 тысяч рублей я бы выкупил целую полосу в газете "Панорама столицы" и напечатал там одну фразу крупными буквами: "Борщевик косить бесполезно!" Остаток денег потратил бы на баннер с аналогичным содержанием, где-нибудь поближе к администрации города". В пример к этому призыву можно привести эксперимент, который провели работники сыктывкарского детского сада №47. Они применили обработку гербицидами и застилание борщевика геополотном.
Одной из последних публикаций ученых стало письмо Александра Лозового, который придумал проект трактора-вездехода для борьбы с сорняком. Тем не менее, пока на улицах города его не видно.