В этом году исполняется пять лет с того дня, как прокурором республики был назначен Сергей Бажутов. Об итогах работы за эти годы, в том числе о знаменитом "деле Гайзера", прокурор РК рассказал в эксклюзивном интервью газете "Республика".
– В прокуратуре РФ обычная практика – ротация кадров, причем срок нахождения на одном посту именно пять лет. Значит ли это, что вскоре вы покинете республику? Что из задуманного удалось выполнить за эти почти пять лет, что считаете главным достижением?
– Закон о прокуратуре предусматривает пятилетний срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации. Генеральный прокурор вправе обратиться к президенту РФ с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет. Поэтому вопрос о моем дальнейшем месте службы зависит от решения генпрокурора и Президента РФ. Учитывая, что я работаю уже в пятом регионе, в том числе прокурором субъекта – в третьем, для меня этот вопрос непринципиальный.
Итоги подводить сложнее, поскольку это достаточно неблагодарный процесс. Как определить главное и второстепенное, учитывая, что у каждого человека свое понимание важности? Ежедневно прокурорские работники выполняют массу задач: проводят проверки, рассматривают жалобы, поддерживают государственное обвинение, защищают права социально незащищенных слоев населения в суде и так далее. Как правило, итоги нашей деятельности важны для каких-то конкретных людей: потерпевшего по уголовному делу, который никогда раньше не попадал в такую жизненную ситуацию, пенсионера, нуждающегося в бесплатной юридической помощи, предпринимателя, пытающегося преодолеть административные барьеры, жителей дома, не согласных с действиями управляющей компании. При этом для сотен людей, живущих рядом, все перечисленное не будет представлять интереса, если их эти проблемы миновали.
Задавая этот вопрос, вы, наверное, рассчитывали услышать перечисление громких уголовных дел и известных фамилий. Вынужден разочаровать – для нас это не главное достижение. Мы не ставим во главу угла задачу возбудить определенное количество уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц. С 2012 года мы проводили эту работу для того, чтобы обеспечить реализацию принципа неотвратимости наказания за нарушение закона. Поэтому самым важным я считаю, что нам удалось в значительной степени исключить незаконное вмешательство местных властей в работу представленных в регионе федеральных органов – правоохранительных и контролирующих. Главное, чтобы этой возможностью представители федеральных структур грамотно пользовались.
– В сентябре 2015 года было возбуждено, пожалуй, самое резонансное уголовное дело в республике, теперь его называют "делом Гайзера". Устанавливала ли прокуратура, как принято говорить у правоохранителей, "причины и условия, способствовавшие совершению преступлений"? Что, по вашему мнению, вообще способствовало бурному расцвету коррупции в Коми?
– Причина одна: в нашей республике не работала система сдержек и противовесов, то есть механизм, позволяющий разным ветвям власти контролировать друг друга. Действующие на территории региона федеральные органы в определенной степени находились под влиянием органов исполнительной власти республики, хотя в силу закона они им не подчиняются. Высокопоставленные региональные чиновники контролировали вопросы назначения на должности руководителей, при этом назначения осуществлялись не по уму, а по степени приближенности и "преданности". Отсутствовал такой важный элемент формирования общественного мнения, как свободная пресса. Однако в первую очередь расцвету коррупции в республике способствовал, как я уже упомянул раньше, неработавший принцип неотвратимости наказания. На сегодня для правоохранительных и контролирующих органов созданы условия для принятия законных решений по фактам совершения правонарушений и преступлений, в том числе и коррупционного характера.
Но не стоит забывать, что любую власть делает ее окружение. Всегда находятся люди, готовые за пару сребреников делать подлости, обманывать, писать заказные жалобы и грязные статьи в прессе. Увы, эту проблему устранить мерами прокурорского реагирования невозможно. Отношение человека к коррупции основывается на нравственном и духовном фундаменте, уровне образования и культуры. Благодатной почвой для коррупции служит правовой нигилизм, поэтому важно повышать уровень правосознания и правовой культуры граждан.
– В последние годы было возбуждено немало уголовных дел в отношении чиновников-коррупционеров разного уровня, которые так или иначе наносили ущерб бюджету. По решению суда они получают наказание. А принимаются ли какие-то меры для возмещения нанесенного ими ущерба? И в каком объеме этот ущерб возмещается?
– От эффективности деятельности по лишению преступников тех благ, что они получили от совершения противоправных деяний, напрямую зависит успешность в противодействии коррупции.
По направленным в минувшее полугодие в суд уголовным делам ущерб государству превысил 150 миллионов рублей. Показатель истинной добровольности в вопросе возврата похищенного со стороны коррупционеров топчется около нуля. На досудебной стадии обвиняемые добровольно возместили лишь семь миллионов рублей, то есть менее пяти процентов от причиненного вреда, хотя возможности для возмещения у них имеются. Расчет у многих прост: пусть с условным наказанием и позором, но остаться при похищенных деньгах. Поэтому прокурорам приходится обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного преступлениями. В первом полугодии 2016 года предъявлено 32 таких иска на сумму 164 миллиона рублей.
Но даже привлечение к уголовной ответственности далеко не всегда становится для коррупционеров стимулом к возврату в бюджет того, что оттуда похищено. Зачастую только перспектива провести за решеткой энное количество лет своей жизни заставляет осужденных расстаться с "нажитым годами непосильным трудом". На стадии следствия, когда стало понятно, что все происходящее серьезно и друзья из власти не спасут, Олег Казарцев перечислил в бюджет часть похищенного, около 700 тысяч рублей, Акиф Саядов – свыше 1,2 миллиона рублей. Только после осуждения к реальному лишению свободы выплатил 3,7 миллиона рублей бывший председатель совета Сыктывкара Николай Курсаков, руководившая ухтинским муниципальным предприятием Наталия Крутских – более 1,8 миллиона рублей. Эти обстоятельства учел суд апелляционной инстанции, смягчивший им наказание. Полностью, не дожидаясь приговора, возместил ущерб бывший мэр Сыктывкара Иван Поздеев, вернувший в бюджет свыше 12 миллионов рублей.
Однако есть и весьма, как им кажется, осмотрительные казнокрады, которые в попытке уйти от необходимости возмещения ущерба регистрируют имущество на третьих лиц. Мы выявляем такие схемы и находим законные способы их преодоления. В 2015-2016 годах в суды направлено десять исков об истребовании имущества из незаконного владения, оспаривании мнимых и притворных сделок. Только такая практика позволяет защитить интересы государства.
По иску прокуратуры арбитражный суд признал недействительной сделку по передаче Корпорацией по развитию Республики Коми государственного недвижимого имущества в аренду коммерческой организации ООО "СКУИ". Эта компания сдавала полученные помещения в суб-аренду государственным органам и учреждениям, а также коммерческим предприятиям. На разнице между арендными и субарендными платежами ООО "СКУИ" заработало почти миллиард рублей, из них 472 миллиона рублей – из республиканского бюджета за аренду министерствами и ведомствами. Эту схему удалось ликвидировать.
Через арбитраж оспаривается цепочка сделок, в результате которых из республиканской собственности в пользу аффилированной бывшим властям региона компании выбыли акции санатория "Лесная новь" в Кировской области. На рассмотрении суда находится наш иск о признании недействительными сделок по продаже находившихся в собственности Республики Коми долей ООО "Республиканская сетевая компания". В обоих случаях в результате махинаций региону причинен многомиллионный ущерб.
Прокуратура принимает меры к тому, чтобы в дальнейшем коррупционеры действительно возместили ущерб бюджету. Так, в июне 2016 года по иску прокуратуры признаны недействительными притворные сделки по продаже долей в уставном капитале ООО "Асьядор", фактически принадлежавших заместителю руководителя администрации главы республики Александру Сердитову, но оформленных на третьих лиц. Признание его собственником юридического лица позволило наложить арест на имущество стоимостью более 17 миллионов рублей для обеспечения возмещения ущерба. В Сыктывкарском городском суде рассматривается иск прокуратуры о признании договора долевого строительства помещений в Доме дружбы народов, заключенного сыном экс-ректора СГУ Марины Истиховской, притворной сделкой. Мы полагаем, что стороной этой сделки является сама Истиховская, намерены доказать это в судебном порядке и добиться наложения ареста на это имущество в рамках уголовного дела в отношении экс-ректора вуза.
– Система ЖКХ в представлении очень многих жителей республики – эдакая бездонная яма, в которую проваливаются миллиарды рублей, в том числе платежи, которые вносят владельцы жилья. А как вы оцениваете ситуацию в жилищно-коммунальной сфере Коми?
– Возможно, мой ответ вас не сильно обрадует, но ситуация в ЖКХ ровно такая же, как и во всех других сферах нашей жизни. Пристальное внимание граждан к жилищно-коммунальной системе объясняется тем, что все мы ежемесячно получаем квитанции за ЖКУ и вынуждены сопоставлять указанные в них суммы с тем, что происходит вокруг.
Имеющиеся проблемы в системе ЖКХ, если их решение входит в полномочия органов прокуратуры, мы всегда берем на заметку. Как правило, это вопросы уголовно-правового характера, когда речь идет о хищениях бюджетных средств, злоупотреблениях и превышении полномочий со стороны чиновников.
Наверное, многие вспомнят ситуацию с ЖКХ Воркуты, где к 2012 году размер задолженности ООО "Тепловые сети Воркуты" перед ресурсоснабжающими организациями равнялся 4,3 миллиарда рублей. Поскольку жалоб от ТГК-9 в связи с многомиллиардной задолженностью не было, проверку прокуратура провела по собственной инициативе. Цель была простая: понять, почему при 90-процентной собираемости платежей за ЖКУ с населения ежегодный прирост долгов доходил до миллиарда рублей. Мы выявили взаимосвязь между предприятиями воркутинского ЖКХ, ресурсоснабжающими организациями и кипрской оффшорной компанией "Basley Management Limited". С момента проверки сделано немало: возбуждены уголовные дела в отношении бывшего руководителя ООО "Тепловые сети Воркуты", впоследствии мэра Воркуты Анатолия Пуро, а также пришедшего ему на смену в ТСВ Игоря Попова. Оба уже осуждены за многомиллионные махинации в сфере ЖКХ, а в отношении Попова в июне этого года возбуждено еще одно уголовное дело за хищение средств населения, подлежавших перечислению за поставленную тепловую энергию в ООО "Воркутинские ТЭЦ".
Сейчас, когда лица, заинтересованные в существовании подобных незаконных схем, по объективным причинам не могут влиять на ситуацию, мы совместно с правоохранительными органами и врио Главы Республики Коми надеемся детально разобраться с вопросом, куда проваливались миллиарды рублей.
Другое дело – эффективность работы системы ЖКХ, модернизация сетей, строительство объектов жизнеобеспечения, внедрение энергосберегающих технологий. Это вопрос из хозяйственной плоскости, он относится к компетенции органов исполнительной власти разного уровня. Мы можем лишь создать условия для их нормальной работы путем пресечения правонарушений и преступлений, в частности, в сфере тарифного регулирования. Наши проверки показывают, что причинами нарушения законов в этой сфере является ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками Службы Республики Коми по тарифам, а также коррупционная составляющая в их деятельности. Прокуратура приняла меры реагирования по пяти предприятиям, для которых тарифы были установлены в завышенном размере: МУП "Ухтаводоканал", ООО "Водоканал-Сервис", ООО "Аквасервис", ООО "Усинская тепловая компания" и ООО "Теплосервис". По трем из них наши представления уже рассмотрены и удовлетворены, что в конечном итоге означает уменьшение платы для населения. Так, для потребителей МУП "Ухтаводоканал", а это практически все жители Ухты, размер платы уже снижен на 10 процентов и составил 42 рубля за кубометр вместо ранее установленных 47 рублей. Для сосногорского ООО "Теплосервис" изменен конечный тариф для населения за тепловую энергию: теперь за гигакалорию платить придется 2136,83 рубля вместо ранее установленных 2162,49.
– Есть ли реальный механизм возмещения ущерба тем жителям Коми, которые в свое время потеряли деньги, перечислив коммунальные платежи через офисы "Оплати по пути"? Насколько законно, по вашему мнению, было открытие этой конторы и почему ее существование не заинтересовало сотрудников контролирующих структур?
– Деятельность платежных агентов, подобных "Оплати по пути", не противоречит закону. В силу статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься через платежных агентов, которые принимают платежи физических лиц, а также банковских платежных агентов. Их деятельность регламентируется федеральным законодательством о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. До тех пор, пока агент действует в рамках закона, его, как вы выразились, существование и не должно привлекать внимание контролирующих и правоохранительных органов. Прием платежей через систему "Оплати по пути" осуществляла местный предприниматель Хлуднева, которая в качестве ИП зарегистрирована в 2014 году. Первая плановая проверка субъекта предпринимательства в силу закона возможна спустя три года с момента создания – по этой причине до поступления жалоб граждан контролирующие органы не имели права проверять деятельность этого предпринимателя.
Первые сигналы о том, что платежи граждан не доходят до ресурсоснабжающих организаций, стали поступать в июне прошлого года. В июле по факту хищения средств граждан возбуждено уголовное дело. Его расследование позволило пресечь деятельность межрегионального преступного сообщества, в состав которого входили семнадцать человек. Им вменяется хищение более 72 миллионов рублей, поступивших от почти трех тысяч граждан в качестве оплаты за поставленные жилищно-коммунальные услуги. Помимо этого, участники преступного сообщества, используя счета свыше тридцати юридических лиц, занимались незаконной банковской деятельностью на территории Республики Коми, Кировской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Впечатляет сумма совершенных ими финансовых операций, превысившая 6,5 миллиарда рублей, а также незаконно полученного дохода – 347 миллионов рублей.
С целью возмещения причиненного ущерба судом наложен арест на имущество обвиняемых общей стоимостью более 50 миллионов рублей.
Мы уже разъясняли гражданам, которые вносили плату за ЖКУ с помощью системы "Оплати по пути", что их обязательства перед ресурсоснабжающими организациями, с которыми у данной сети имелись агентские договоры, считаются исполненными. Ситуация с гражданами, которые внесли плату в пользу организаций, не имеющих договоров с этой платежной сетью, немного сложнее. Вопрос возмещения им ущерба решится после вынесения приговора по указанному выше делу в отношении участников преступного сообщества.
– В Коми не первый год буксует программа переселения из аварийного жилья. Наметились ли позитивные сдвиги?
– К сожалению, на сегодня нарушены сроки выполнения первого-третьего этапов программы переселения граждан из аварийного жилья (2013-2016 годы). С самого начала их реализация сопровождалась многочисленными нарушениями закона. Речь идет о более чем 1300 нарушениях закона, для устранения которых органами прокуратуры опротестовано 156 незаконных правовых актов, внесено 134 представления, в суды направлено свыше 360 исковых заявлений. В связи с махинациями в этой сфере возбуждено 37 уголовных дел, в том числе 24 – по материалам прокурорских проверок.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что с использованием административного ресурса врио Главы Республики Коми строительство домов по этим этапам, пусть и с опозданием, но будет завершено – это позитивный сдвиг. Однако четвертый и пятый этапы расселения граждан планируется осуществлять не путем возведения новых домов, а с помощью приобретения жилья на вторичном рынке. Это лишний раз подчеркивает, что системные проблемы не решены. Количество аварийных домов (то есть признанных таковыми) в Коми превышает тысячу, а количество ветхого жилья, к которому относятся каменные дома с износом свыше 70 процентов и деревянные с износом свыше 65 процентов, превышает 4,5 тысячи. К сожалению, в решении этого застарелого вопроса позитивных сдвигов нет.
Анализ наших проверок, материалов уголовных дел позволяет обозначить причины, влияющие на эффективность переселения граждан из аварийного жилья.
Во-первых, федеральное законодательство позволяет финансировать мероприятия по переселению граждан без представления регионами документации на строительство. Для получения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ достаточно наличия соответствующей региональной программы и обеспечения доли ее софинансирования из бюджета республики и местных бюджетов. Не требуется ни представления проекта строительства, ни документов, подтверждающих наличие сформированного земельного участка. При этом для получения финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию иных государственных программ правительством РФ установлены более жесткие требования. Представляется целесообразным возложить на участников программ по переселению обязанность представлять проектную документацию и правоустанавливающие документы на земельный участок до решения вопроса о финансировании строительства.
Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления длительное время игнорировали требования статьи 49 Градостроительного кодекса РФ о проведении государственной экспертизы проектной документации на дома, которые строятся за счет бюджетных средств. В отношении возводимых домов не осуществлялся государственный строительный надзор. Все это способствовало низкому качеству строительных работ и затягиванию сроков строительства. Иногда возведенные дома изначально были не пригодны для проживания – так произошло в поселке Усть-Лопъю Прилузского района. Прокуратуре в результате принятия мер реагирования удалось в 2015 году добиться организации госэкспертизы проектной документации по всем объектам, подлежащим возведению в рамках второго и третьего этапов, а также осуществления по ним государственного строительного надзора.
В-третьих, из-за отсутствия единых требований к конструктиву возводимых домов до настоящего времени строительство каждого объекта осуществляется по индивидуальному проекту. Устранение проектных ошибок в процессе выполнения работ существенно затягивает строительство, негативно сказывается на его качестве, порождает многочисленные споры о площади предоставляемого жилья, увеличивает расходы и предоставляет возможности для злоупотреблений. Представляется целесообразным использование типовой проектной документации или ее модификаций с учетом климатических и географических условий.
И, наконец, зачастую строительство домов для переселения граждан осуществляется организациями, которые не располагают необходимыми материальными и техническими мощностями, а также квалифицированным персоналом. Мы выявляли факты, когда аукционы на строительство выигрывали компании, не имеющие в штате ни одного строителя. Необходимые ресурсы они привлекали от субподрядных организаций, до которых доводили не более 70 процентов выделенных на строительство денег. Для исключения таких ситуаций разумно установить единые квалификационные требования к строительным организациям-подрядчикам, которые участвуют в исполнении государственного заказа на строительство.