В Госдуму точно пройдут только три партии, констатируют эксперты в докладе о предвыборных раскладах. По их мнению, эсэрам не гарантировано преодоление барьера, а малые партии, за исключением "Яблока", не дотянут до 3%, пишет РБК.
Четвертая лишняя
В Госдуму гарантированно попадут только три партии, считают эксперты комитета по политическим технологиям РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью) во главе с Евгением Минченко. Их доклад составлен на основе опроса 60 политологов. Они оценили шансы "Единой России", ЛДПР и КПРФ на прохождение в Думу по спискам как стопроцентные.
За бортом может оказаться "Справедливая Россия": почти половина опрошенных экспертов (45%) не уверены, что эсэры преодолеют 5-процентный барьер, необходимый для попадания в нижнюю палату парламента. Ранее низкие шансы партии Сергея Миронова по сравнению с другими думскими партиями фиксировали и социологи.
Из всех парламентских партий у "Справедливой России" наихудшие базовые ресурсы, отмечают эксперты. К слабым сторонам партии относят незначительный базовый электорат, за который придется бороться с другими партиями левой ориентации и бывшими членами партии, перешедшими в другие проекты (такими как Оксана Дмитриева и Дмитрий Гудков), размытая идеология и отсутствие ярких, харизматичных лидеров.
Первый замруководителя думской фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов считает, что политологи отыгрывают старые сценарии: эсэрам и в 2011 году "рисовали" низкие рейтинги в 2–3%, а партия получила в итоге 14%.
Лидер рейтинга политологов "Единая Россия" обладает, по мнению экспертов, максимальной географической представленностью, наибольшими финансовыми ресурсами, доминированием в медиа, ореолом "партии Путина". ЛДПР обходит КПРФ по "базовым ресурсам" за счет харизматичного лидера, идеологии, медийного присутствия, говорится в исследовании. Преимущества КПРФ только в наличии устойчивого дисциплинированного электората и широкой географической представленности, отмечают эксперты.
Вторая лига
"Яблоко", "Родина" и Партия пенсионеров могут преодолеть порог в 3%, полагают от 50 до 60% экспертов. В таком случае эти партии получат право на государственное финансирование, а также допуск до следующих выборов в Госдуму и выборов в региональные парламенты.
Больше шансов преодолеть порог в 3% среди партий "второй лиги" у "Яблока", представленного в большинстве регионов, следует из исследования. Однако большинство его отделений не имеют достаточно ресурсов для разворачивания активной кампании, замечают эксперты. По их мнению, у партии есть внятная идеологическая составляющая, но ей придется столкнуться с ПАРНАС и Партией роста на узком электоральном сегменте.
Накануне избирательной кампании "Яблоку" удалось значительно усилить федеральный список за счет привлечения нескольких сильных региональных и федеральных фигур, отмечают политологи. В федеральный список "Яблока" вошли экс-председатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков и депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Гудков, а петербургскую группу возглавил режиссер Александр Сокуров.
Четверть опрошенных политологов считают, что Партия роста во главе с уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым с ее финансовым преимуществом и присутствием на федеральном телевидении также может преодолеть порог в 3%.
Аутсайдер рейтинга — партия ПАРНАС. У нее были симпатии интернет-аудитории благодаря взаимодействию с оппозиционером Алексеем Навальным, но тот в итоге разругался с партией, поясняет Минченко.
Запрос на нового игрока в парламенте есть, но мешает то обстоятельство, что в выборах участвует много партий, которые мало друг от друга отличаются по политическому весу, считает политолог Константин Калачев. По его мнению, у "Яблока" есть небольшие шансы "переползти" 5-процентный барьер, так как у либерально настроенных граждан есть желание выразить свою позицию, а эта партия воспринимается ими как "меньше зло". Потенциал есть также у Партии пенсионеров, которая больше, чем "Родина", соответствует общественному запросу — людей сейчас волнуют вопросы пенсионных накоплений и повышения пенсионного возраста, полагает политолог.