Тому, кто хоть раз приезжал отдохнуть или покататься на лыжах на станции Собь, не мог не броситься в глаза балок, разукрашенный разноцветными фрагментами сломанных горных лыж. Стоит он у самого пешеходного моста через реку. В нем почти круглый год живет воркутинец Вячеслав Комляков. Сегодня ему уже прилично за 70, но он до сих пор не просто отлично катается на горных лыжах, а делает это, по общему признанию любителей этого вида спорта, красиво, пишет "Заполярка.Онлайн".
Вячеслав, а "красиво" — это как?
-Вообще-то практически все, кто катаются на горных лыжах, считают, что они это делают лучше других. Все довольны собой, радуются, улыбаются. А красиво — это легко, плавно, изящно, причем женщина должна особенно красиво кататься. Все, кто владеет горными лыжами, получают огромное удовольствие и это самое главное. Мне порой кажется, что я больше вообще ничего не умею, кроме как красиво кататься. Сейчас на зарубежных трассах все плавненько, там просто едешь и выкаблучиваешься. На наших трассах – борьба за жизнь, там надо устоять, удержаться, выжить, а тут ты крутанешься и туда, и сюда, а вокруг все восхищаются...
Горные лыжи – не совсем традиционный вид спорта для Воркуты. С чего все началось?
-В жизни меня поразили две вещи. Когда пришел устраиваться на ВМЗ, впервые увидел, как металл "скребут" на токарном станке. Боже мой, думаю, стружку с металла, как с дерева, снимают. Мы ведь когда пацанами что-то делали, это же столько труда надо было приложить, чтобы загнуть что-то из металла или выпрямить. Напильником часами что-то выпиливали, а тут… Это первый раз я так удивился. И второй раз я поразился лыжам, а именно тому, как, оказывается, ими можно ловко управлять. И захотелось также здорово кататься, как горнолыжники.
Как пришла мысль о своем балке на Соби?
-Надоело жить в вагоне. Накатаешься – надо спать, а у меня со сном так себе. Всю жизнь сплю не очень хорошо, а в вагоне все в горнолыжных ботинках: бум-бум — грохот постоянный. Только заснешь – просыпаешься. Думаю, надо как-то эту проблему решать, а балки уже у отдельных товарищей стояли. Ну, вот так и поставил свой балок — сделал подарок жене на день рождения. В то время это было не так дорого, он стоил 500 рублей (я получал тогда 130 рублей). Геле, моей жене, там тоже всегда очень нравилось. Я только два года после ее смерти туда не ездил. Не мог. А теперь опять там живу почти постоянно.
-Почему все-таки любительский, а не профессиональный спорт?
Пробовал года два заниматься горными лыжами и профессионально, на соревнования ездили в Ухту, в Сыктывкар… Но мне, как говорится, "горит" кататься, а там нельзя. Там надо подняться на трассу, "протоптать" ее, но просто кататься нельзя – надо дождаться, когда соревнования пройдут. Меня все это бесило. Приедешь туда – погода прекрасная, лес. Красиво! А ты ждешь… Где-то 20-м выступишь и ждешь окончания соревнований. Плюнул и стал приезжать просто кататься.
Когда в ЯНАО устраивают соревнования, там приглашают 60-летних. Я выступал, когда мне было 60 лет. Второе место занял в своей группе, где были и 20-летние и 30-летние. Но задачу стать профессионалом я никогда перед собой не ставил. Мне просто очень-очень нравился этот вид спорта. Когда первый раз увидел, как горнолыжники после спуска подъезжают к подъемнику, а затем молниеносно и красиво останавливаются, я одновременно и восхищался и недоумевал, как это у них получается: лыжи двухметровые, а кружок маленький…
Ты как-то сказал, что у тебя было две страсти: жена и горные лыжи. Как ты пережил период, когда тебе делали операции на сердце?
-К операции дело шло еще при жизни жены. Я очень боялся, чтобы это не случилось при ней. А когда Ангелина умерла, мне уже было все равно (на памятнике на ее могиле думаю сделать надпись без отчества — просто "Ангелина", она была профессиональным преподавателем музыки). В кардиоцентре все трясутся с этой операцией, потому что бывают случаи, что сердце не заводится. Я хоть и спросил ради приличия, заведут ли они мое, и получил утвердительный ответ, но на самом деле мне было все равно. Хотя, конечно, хотелось еще кататься.
После операции сказали, чтобы я год не катался на горных лыжах. На простых лыжах и коньках я сразу же стал бегать. Через год после операции приехал на Урал и тоже все боялся, а потом решился – и вообще как будто бы никакой операции не было. Нормально себя чувствовал.
Но ты ведь не только на лыжах катаешься, но и на велосипеде…
-Велосипед – это с детства. Я всегда чем-то занимался, но любимым видом спорта была гимнастика – у меня был второй взрослый разряд по художественной гимнастике. Я в армию уходил уже с этим разрядом. Очень любил и много лет занимался, и было интересно в соревнованиях участвовать, например, когда на разряд сдавал. И друзья у меня такие же спортивные были… А что еще в то время было делать? Сейчас вот компьютер есть, и я тоже, что называется, подсел на него, потому что хотелось чем-то интересным заниматься. Фотошоп изучаю, музыкой немного занимаюсь. К сожалению, на Соби еще нет телефонной связи, но я беру с собой ноутбук, у меня там уроки игры на гитаре. Фильмов разных накачаю, у меня их штук 200. Но, честно сказать, туго поддается мне эта компьютерная наука. Лет бы в пятьдесят все это, хотя, по большому счету, я считаю, что телевидение и Интернет – это враги человечества. Новые фильмы все похожи друг на друга, а все равно сидишь и смотришь, правда, я еще и кроссворды по пути решаю. Единственное, когда наши советские фильмы смотришь, там кто-то словечко скажет – за душу берет. Что касается фотографий, то одно время я работал фотографом, поэтому и сегодня фотоаппарат всегда со мной, особенно на выезде. В Андоре 350 снимков сделал: и природу снимал, и лыжников, но почему-то карта памяти не открывается. Теперь думаю еще раз туда поехать, чтобы поснимать.
-Чего еще тебе хотелось бы в жизни?
-Просто еще пожить хотелось бы. Но, правда, чтобы кататься. Играть на гитаре или еще что-то делать можно в любом возрасте и состоянии, даже в "дряхлом", но вот хотелось бы кататься на горных лыжах. Меня и так все достали: "дедуля", сколько тебе лет? Молодняку хочется со мной сфотографироваться. С динозавром. И все потому, что катаюсь хорошо. Я с самого начала в качестве своего учителя выбрал такого человека, который катался красиво. Мне нравился его стиль, я за ним все время гонял и, когда приезжал в большие горы, там тоже выбирал человека, который катается красиво и за ним, и за ним…
Мы как-то поехали на Южный Урал. Мой первый инструктор был младше меня, ему сейчас около 70. Его зовут Миша Емец. Он говорит: "Приезжай. Будешь жить бесплатно и кататься бесплатно", а так я только катаюсь бесплатно (70-летние катаются бесплатно по всей Европе, а теперь и на Эльбрусе). Компания едет куда-то, и мне, вроде, не хочется отрываться…