Новости Республики Коми | Комиинформ

Потребность Коми в учителях будет расти

Потребность Коми в учителях будет расти
Потребность Коми в учителях будет расти
logo
Потребность Коми в учителях будет расти
Фото Ирины Кнутас

Несмотря на то, что все больше молодых людей становятся учителями, республика по-прежнему испытывает кадровый голод в сфере образования. На то есть две основные причины. Во-первых, старение педагогических кадров, немало учителей находятся в пенсионном возрасте. Во-вторых, бебибум последнего десятилетия, ставший результатом целенаправленной демографической политики государства, нацеленной на повышение рождаемости.

Выпускники педагогических институтов не останутся без работы. Региональные власти делают все возможное, чтобы привлечь молодых специалистов, в том числе и солидной материальной поддержкой. В свою очередь учреждения профессионального образования республики решают кадровую проблему в отрасли, обеспечивая рынок труда своими выпускниками.

Директор Института педагогики и психологии СГУ Вячеслав Антонов рассказал, что на сегодня потребность в педагогах в Коми — 131 человек. Расчетная потребность, учитывая старение педагогических кадров - около 500. Демографическая политика государства, направленная на повышение рождаемости, дала свои результаты. Бебибум сначала требовал введения новых детских садов, сейчас настает время школ. Они строятся, но в них пока некому работать. Поэтому спрос на учителей будет только расти, в том числе и в столице Коми. Учителей начальных классов уже не хватает. Но и требования к педагогам растут.

"Сейчас нас уже не интересует, какая зарплата у учителей. Известно, что она довольно приличная. Нас интересует уровень готовности учителей к реализации новой образовательной программы, тех требований, которые к нам предъявляют. Нам важно помнить, что учитель — это не тот, кто просто дает знания. Это сотрудник, который находится в партнерских отношениях с обучаемым. И его задача не только дать знания, но и научить ими пользоваться, применять их в жизни для решения практических задач", - заявил В. Антонов.

Внедряемый в среднем образовании федеральный государственный образовательный стандарт, который предъявляет высокие требования как к оснащению школ, внедрению новых учебных программ, так и к профессиональным навыкам учителя — это вызов для педагогических вузов. СГУ уже два года участвует во всероссийском эксперименте, который направлен в том числе на развитие психолого-педагогических компетенций специалистов: подготовку учителя как воспитателя и психолога, способного своевременно скорректировать отношение ученика к учебе.

Раньше пединститут набирал абитуриентов по отдельным профилям: дошкольное образование и начальное образование. Теперь желающие получить эти специальности поступают на психолого-педагогическое направление по соответствующим профилям. Открывается новый профиль — дошкольная дефектология, также востребованный в республике.

"Жизнь требует, чтобы мы делали акцент на целевой подготовке кадров, которая имеет большие преимущества. Во-первых, школа отбирает своих выпускников, которые в будущем готовы стать учителями. Во-вторых, управление образования муниципалитета отбирает из этих ребят тех, с кем готовы оформить договор на целевое обучение с предоставлением социальных гарантий и созданием нормальных условий работы. Третье - выстраивается система: к нам отправляют ребят, мы их учим, они возвращаются туда, где востребованы. Два года назад один наш выпускник поехал в район, в котором говорили, что вакансия для него есть, а ему там сказали: "Зачем ты к нам приехал, места для тебя нет". Целевой прием такую вероятность исключает", - пояснил директор института.

Конечно, целевой прием не единственный вариант. Большая часть абитуриентов будет поступать на общих конкурсных условиях, что дает свободу выбора будущего места работы.

Как утверждает В.Антонов, за последние два года отношение молодежи к педагогическому образованию заметно изменилось.

"Два года назад мы испытывали серьезные проблемы. Сейчас престиж учительской профессии стал восстанавливаться, новые подходы к развитию образования подчеркивают, насколько сегодня важно иметь хороших учителей. И наши студенты говорят: "Мы не ошиблись в выборе. Для нас самое главное, что из нас получится, сможем ли мы стать теми профессионалами, новыми Макаренко и Ушинскими, о которых вы нам рассказывали", - отметил директор пединститута.

Исполняющая обязанности ректора Сыктывкарского госуниверситета Наталья Михальченкова отметила, что и в других подразделениях вуза готовят учителей-предметников. Набор ведется на однопрофильные программы, например, учитель русского языка и литературы, учитель иностранного языка. И на программы с двумя профилями подготовки. Это учителя математики и информатики, биологии и географии, истории и обществознания.

"Эти двухпрофильные программы очень важны, потому что они позволяют компенсировать недостаток учителей в школах, а специалистам замещать две ставки. В рамках национальной политики важна подготовка учителей со знанием родного для республики коми языка. Сейчас мы готовим учителей английского языка с дополнительным профилем, который позволит им вести уроки коми языка и литературы. Университет предоставляет все профили подготовки учителей", - заключила Наталья Михальченкова.

Этим летом СГУ готов принять на бюджетные места 369 будущих учителей. 212 из них — на очную форму обучения.

  Ключевые слова: рынок труда, учителя, сгу