"Комиретро": первые автомобили в Коми

20 июня 2016 года, 10:40 |
Фото из архива И.Жеребцова

"Комиинформ" продолжает проект "Комиретро", созданный совместно с Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра и посвященный 95-летию республики и 20-летию агентства. На этот раз директор института Игорь Жеребцов рассказывает читателям, как в республике зарождалось автомобильное движение.

Первый автомобиль появился в Коми чуть более ста лет назад. Известно, что в 1913 году владельцы Кажимского завода впервые проехали на автомашине из Усть-Сысольска в Кажим, однако несколько раз из-за плохого состояния дороги пришлось тащить "железного коня" на конях настоящих. В основном же передвигались и по краю, и по единственному в нем городу Усть-Сысольску на лошадях да лодках, а на севере − еще и на оленях.

В последующие годы автомобилизация региона не слишком продвинулась. Только с образованием Коми автономии в городе появился первый грузовик (гараж находился под пожарной каланчой), а руководство Коми области получило в свое распоряжение легковой автомобиль. В марте 1922 года в Усть-Сысольске появилось невиданное до того средство передвижения − мотоцикл. Состояние этих замечательных транспортных средств было, однако, не ахти. 27 июня 1923 года газета "Югыд туй" с грустью сообщала: "Проводилось недавно испытание с автомобилем. Результаты испытания с грузовым автомобилем отрицательные. Причина негодности – изношенность основных частей. …Легковой автомобиль сдан в ремонт и будет готов к празднику авиации. Мотоциклетами наладить связь также не удалось". Последнее несколько загадочное предложение (Какая связь? С кем?) говорит, видимо, о том, что действующих "мотоциклетов" в городе не было; имевшийся сломали, а новые не привезли.

Вскоре, однако, "связь", очевидно, наладилась, да так, что "железные кони" разных мастей стали вызывать у местных жителей такое же раздражение, как сегодня − выходки "золотой молодежи", гоняющей по городам на дорогущих авто. 28 июня 1925 года Кирульский сельсовет (нынешнее сыктывкарское местечко Кируль не входило тогда в городскую черту) обратился в Коми облисполком с просьбой издать распоряжение "о прекращении бездельной езды на автомашинах и велосипедах по Кирулю, ибо убытки действительно есть, и население волнуется". Председатель сельсовета сообщил, что "лошади наши непривычные и при появлении "чудовища" бросаются куда попало".

Областной отдел местного хозяйства, ведавший автомототранспортом, выступил в защиту передовых средств передвижения и 1 июля обнадежил облисполком: "Скот к езде на мотоциклете привыкает и за последнее время уже не пугается". Облисполком ответил Кирульскому сельсовету так: "Ездить на мотоциклетах разрешается всем, а потому мы запретить не можем и не должны… Бесцельных поездок на автомашинах не производится".

Постепенно автомобильный транспорт становился чуть более привычным и в более отдаленных от столицы автономии районах. В 1931 году завершилось строительство автомобильного тракта от села Усть-Вымь к реке Ухте (в Усть-Вымь по Вычегде завозили грузы, которые затем отправлялись сухопутным путем на нефтепромысел Чибью). Тракт этот, впрочем, продолжали улучшать и достраивать еще несколько лет. Осенью 1933-го была организована специальная автомобильная группа для доставки грузов в Чибью, а в Княжпогосте появилась первая в Коми специализированная авторемонтная мастерская, ставшая в 1938 году авторемонтным заводом. В 1934-м стал действовать автомобильный почтовый тракт Сыктывкар–Усть-Кулом, а в 1935-м началось движение автомобилей по Мурашинскому тракту. (Продолжалось оно, к слову сказать, пару десятков лет, а в 1950-х годах этот тракт стал непроезжим для автотранспорта аж до конца 1970-х. Восемь лет, с 1966 по 1974-й, строилась автодорога Летка–Мураши. А шоссе из Объячево до Летки появилось только в 1979-м. 29 сентября 1979 года в Летке состоялся митинг по случаю завершения строительства дороги Объячево–Летка. Только тогда повторно − через 34 года после первого открытия − открылась столь привычная нам сегодня автомагистраль Сыктывкар-Мураши).

В 1934-году в Сыктывкаре появился первый автобус, в августе 1935-го - новый грузовой автомобиль ГАЗ (знаменитая "полуторка"). Количество автомобилей достигло невиданных доселе размеров: в первомайской демонстрации 1935 года в Сыктывкаре участвовала колонна из 23-х автомашин, на которых ехали октябрята и пионеры (а также, кстати, колонна педальных автомобилей, сделанных сыктывкарскими юными техниками). Летом того же года состоялся первый в Коми автономной области автомобильный пробег по маршруту Сыктывкар−Мыёлдино−Сыктывкар, а также первый велосипедный пробег по маршруту Сыктывкар–Лальск–Великий Устюг и первый велопробег школьников по маршруту Сыктывкар–Летка–Сыктывкар.

В общем, популярность разного рода колесного транспорта росла на глазах, а в Сыктывкаре количество единиц государственного и индивидуального авто-мото-вело-транспорта (да и гужевого тоже) стало угрожающим и создало немалые неудобства для пешеходов и городских властей. "Управляющие авто-мото-машинами" нередко ездили по тротуарам и аллеям парка, по любой стороне улицы, без номеров, фар и звуковых сигналов, срезали углы, обгоняли друг друга справа и слева, устраивали гонки, не подавали сигналов поворота, оставляли свои средства на улицах с включенными моторами и не на тормозе.

Да и сами пешеходы тоже были не сахар: на тротуаре "не держались правой стороны", "катались на коньках и санках", "ходили втроем и более в одном ряду" и даже "ходили бегом" или, наоборот, "бесцельно стояли на тротуаре".

В общем, надо было как-то регулировать уличное движение, и потому 8 мая 1934 года Сыктывкарский горсовет принял "обязательное постановление" "О Правилах дорожного движения", коим сроком на два года утвердил правила дорожного движения в городе Сыктывкаре. Правила вводились в действие через 15 суток со дня опубликования (срок весьма символичный для нарушителей всяких разных правил). Правила, в частности, строго-настрого запрещали шоферу "сходить с машины при ее движении" или "останавливать машину, не затормозив таковую". Нельзя было пользоваться "сиреной, милицейским свистком и сигналом, резко действующим на слух", "выезжать на тротуар", "ездить на автомобилях, мотоциклах, на конских экипажах и на лошадях верхом вперегонку", ездить "на лошади (верхом и в упряжи) галопом и карьером". Требовалось "замедлять ход, а в иных случаях остановить экипаж при проходе войсковых процессий и партии арестантов".

Суровые требования предъявлялись и к пешеходам. "При движении по тротуару пешеходы обязаны держаться с правой стороны. При обходе тихо идущих обходить их с левой стороны". "Не допускается ходьба по тротуарам втроем и более пешеходов в одном ряду, а равно ходьба бегом". "Воспрепятствуется бесцельное стояние пешехода на тротуаре и катание на нем на коньках и санках". Лица, виновные в нарушении правил, подвергались "штрафу в размере 1 рубль, уплачиваемому на месте совершения нарушения милиционеру или автоинспектору под квитанцию. В случае отказа нарушителя уплатить штраф на месте нарушения штраф этот налагается начальником отделения милиции, причем размер его может быть увеличен до 3 рублей".

Некоторое время спустя стало ясно, что следить за выполнением правил должны были специалисты. 80 лет назад, 21 марта 1936 года, в аппарате милиции Коми области ввели должность государственного автомобильного инспектора. Первым инспектором ГАИ 12 апреля 1936 года был назначен Д.Н.Галаган.

Количество автомобилей в столице республики меж тем продолжало расти. Кто-то разъезжал на служебных, а кто-то и на своих. Некоторым особенно везло: в 1936 году председатель Княжпогостского сельсовета А.С.Болотов выиграл в лотерею "Осоавиахима" легковой автомобиль стоимостью 7500 рублей. В 1939 году Главный выставочный комитет проходившей в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наградил дипломами первой степени с выдачей денежных премий и легковых автомашин колхозы "Вöр фронт" из села Вольдино Усть-Куломского района, "Путь Ленина" из села Кипиево Ижемского района, "Выль ордым" из села Богородск Сторожевского района; дипломами второй степени с выдачей денежных призов и мотоциклов были награждены Пажгинская МТС, молочно-товарная ферма имени Орджоникидзе из села Бугаево Усть-Цилемского района и 16 передовых сельхозартелей Коми АССР.

Разрабатывались новые правила уличного движения, не всегда оказывавшиеся соответствовавшими требованиям. 17 июня 1937 года Сыктыварский горсовет принял правила уличного движения гужевого и автомобильного транспорта по городу, но уже 14 августа они были отменены. В декабре 1939 года Совнарком Коми АССР выпустил постановление, которое обязывало председателя исполкома Сыктывкарского горсовета и начальника городской милиции "в месячный срок разработать правила уличного движения, установив указующие знаки на улицах и обеспечить контроль выполнения правил".

"Однако, − писала позднее газета "За новый Север", − прошло четыре месяца, но на улицах никаких указующих знаков нет, нет и никакого контроля за выполнением правил уличного движения. Этим широко пользуются шоферы-лихачи, порой мчащиеся по городу со скоростью до 40 км в час, и не замедляют хода на поворотах, угрожая нормальному движению пешеходов". Первые дорожные знаки были установлены в Сыктывкаре лишь в середине 1940 года. Надо думать, количество лихачей после этого поубавилось…

О Правилах дорожного движения в г. Сыктывкаре.

В номере газеты "За новый Север" от 30 мая 1934 г. опубликовано обязательное постановление Сыктывкарского горсовета от 8 мая 1934 г.

На основе постановления ВЦИК и СНК от 30 марта 1934 года Сыктывкарский горсовет постановляет: Утвердить и ввести в действие через 15 суток со дня опубликования сроком на два года нижеследующие правила дорожного движения в гор. Сыктывкаре.

1. Управляющий автомашинами, мотоциклами во время езды всегда должен иметь при себе удостоверение на право управлять машиной, а также учетный билет на право эксплуатации таковой, выданный Обдортрансом при регистрации, который они обязаны предъявлять представителям милиции и инспекторам по регулированию движения.

2. К езде по городу на велосипедах допускаются лишь лица, имеющие удостоверение о регистрации и номерной знак, который должен быть прикреплен к задней вилке велосипеда.

3. Автомобиль при езде по городу должен быть снабжен двумя номерными знаками. Один спереди на левом крыле (по движению машины), а другой на кузове или на особом кронштейне не ниже 0,70 метра от земли.

4. Воспрещается езда на автомобиле с открытым глушителем.

5. Автомобили и мотоциклы должны быть снабжены звуковым сигналом, подающим яснослышимые звуки. При этом запрещается пользоваться сигнальными аппаратами: "сиреной", милицейским свистком и сигналом резко действующим на слух.

6. На каждом велосипеде должен быть звонок или рожковый сигнал, а с наступлением темноты – зажженный фонарь.

7. При движении во время темноты и при густом тумане автомобили и мотоциклы должны быть снабжены по крайней мере одним ярко горящим фонарем с бесцветным стеклом, который должен быть расположен спереди. Сзади автомобиля должен быть фонарь цветной, освещающий номерные знаки. Пользоваться фонарями с ослепительно-ярким светом типа прожектора не допускается.

8. При движении по городу водители автомобилей, мотоциклов и ямщики конных экипажей обязаны: 1). Держаться правой стороны. 2). Не срезать углов. 3). При объезде тихоедущего уменьшать скорость движения и объезжать их с левой стороны, предварительно подав сигнал, недоезжая до экипажа на 25 метров. Запрещается обгон едущих, если с их стороны дан сигнал рукой. 4). При повороте, замедлении хода и остановке подавать предварительный знак едущему сзади поднятием руки. 5). Подавать сигнал и замедлять ход, а в иных случаях остановить экипаж, при выезде из ворот, перекрестках улиц, при повороте и переездах через улицу, при спусках под гору. При проходе войсковых процессий и партии арестантов, при проезде пожарных обозов, в местах скопления людей и где движение стеснено, а также во время сильного тумана. 6). Не выезжать на тротуар. 7). Не уезжать при несчастных случаях и оказать помощь пострадавшим. 8). Останавливать машину или подводу по первому требованию работника милиции и ОГПУ при преследовании преступников, а равно по требованию авто-инспекторов Обдортранса.

9. При объезде площадей держаться правой стороны. Воспрещается ездить на велосипеде по тротуарам, пешеходным дорожкам и аллеям садов.

10. Воспрещается ездить на автомобилях, мотоциклах, на конских экипажах и на лошадях верхом вперегонку.

11. Шофер автомашины и мотоцикла обязан ехать со скоростью, которая не может служить причиной несчастного случая и нарушения уличного движения. Максимальная скорость движения по городу для легкового автомобиля и мотоцикла установлена 40 км в час, для грузовиков- пневматиков 30 км в час, в местах скопления людей и экипажей, а равно на перекрестках улиц скорость движения не может превышать 8 км в час. В случае порчи в пути звуковых сигналов или фонарей при езде в темноте автомобили обязаны держать скорость не более средней скорости конного экипажа.

12. Воспрещается езда на велосипеде, где движение стеснено.

13. Не допускается езда на лошади (верхом и в упряжи) галопом и карьером.

14. При групповой езде велосипедисты должны ехать один за другим на расстоянии не менее 2 метров.

15. Обгоняя экипаж, пешехода, велосипедист обязан заблаговременно давать сигналы и объезжать их с левой стороны умеренным ходом.

16. В местах большого скопления людей и экипажей велосипедист обязан сойти с велосипеда и вести его в руках.

17. Шофер автомашины не должен сходить с машины при ее движении и оставлять ее во время работы двигателя.

18. Управляющий авто-мото-машиной не должен останавливать машину не остановив мотора, не затормозив таковую.

19. При остановках на улице автомобили, мотоциклы и конские экипажи должны ставиться вдоль тротуара в один ряд при чем загораживание проездов и ворот и стеснение уличного движения не допускается.

20. При осаживании машины назад шофер должен убедиться в том, что путь, на который осаживается машина свободен и только тогда, дав сигнал, медленно подвигать машину назад.

21. При движении по тротуару пешеходы обязаны держаться с правой стороны. При обходе тихо идущих обходить их с левой стороны.

22. Воспрепятствуется бесцельное стояние пешехода на тротуаре и катание на нем на коньках и санках.

23. Не допускается ходьба по тротуарам втроем и более пешеходов в одном ряду, а равно ходьба бегом.

24. Лица, виновные в нарушении настоящих правил, подвергаются штрафу в размере 1 рубль, уплачиваемому на месте совершения нарушения милиционеру или автоинспектору под квитанцию. В случае отказа нарушителя уплатить штраф на месте нарушения штраф этот налагается начальником отделения милиции, при чем размер его может быть увеличен до 3 рублей.

25. Дело об отдаче нарушителей настоящих правил, в отношении которых будет признано недостаточным наложение взыскания в размере, указанном в п.24 настоящих правил, направляется в городскую комиссию по наложению административного взыскания, при чем в этом случае виновное лицо подвергается штрафу до 100 рублей или направляется на трудовые работы сроком до 1 месяца.

Илья Баканов

  Ключевые слова: Комиретро, история
  Рубрика: Общество
  • 0
  • 0
  • 0
  • 4
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       



Видео






Интервью

Михаил Порядин
Руководитель Администрации главы Республики Коми
Сергей Лихопуд
Генеральный директор "Воркутауголь"
Салават Валитов
Руководитель проектов по Республике Коми ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой"

Памятная дата военной истории России

17 января

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео