По данным администрации Воркуты, в прошлом году в Заполярье переехали жить 4 100 человек. Чаще всего воркутинцев в новых городах не устраивают заработные платы. Но есть и другие причины. В материале "Моей Воркуты" речь пойдет о регионах и городах, в которые чаще всего переезжают из Заполярья.
Ворох проблем
Два года назад Ирина Круглышева и ее муж продали квартиру в Воркуте. Они поехали обустраиваться в Тихорецк, находящийся неподалеку от Краснодара. Оставаться в Заполярье семья не хотела из-за климата. – Мы несколько лет мечтали увезти сынишку отсюда. Проблем с продажей квартиры не было: нашу "трешку" купили за 700 тысяч рублей, – рассказывает Ирина.
По словам женщины, на новом месте у мужа сразу возникли проблемы с работой. Будучи электриком по образованию, он не мог рассчитывать больше, чем на 15 тысяч рублей. Тогда как в Воркуте он зарабатывал сорок. Вырученные от продажи квартиры деньги закончились за год. Семья оказалась на грани выживания из-за того, что не стала вести приусадебное хозяйство, как местные жители. Кроме того, возникли сложности и с детским садом: место в дошкольном учреждении должно было появиться через год.
Круглышевы вернулись в родные края. Сейчас семья снимает квартиру, копит деньги на покупку нового жилья. Женщина уже другими глазами смотрит на малую родину, она уверена: Воркута – отличный город.
Проблемы с зарплатой заставили вернуться и Светлану, которая отучилась в одном из вузов Кирова и захотела остаться там. – Начала снимать квартиру, отучилась на нескольких курсах, – вспоминает Светлана. – Сначала все радовало, но потом сломалась: дело в том, что зарплаты копеечные. Если нет своей недвижимости, то прожить очень тяжело.
Воркутинка не смогла найти хорошую работу, несмотря на высшее образование и стаж. Максимальная зарплата, которую ей предложили, – 10 тысяч рублей. Снимать на эти деньги квартиру и жить целый месяц оказалось невозможно. – Цены на продукты в Кирове, конечно, ниже, чем у нас, но не на много, – рассуждает воркутинка. – А вещи стоят так же. Если бы у меня было свое жилье, я бы осталась там навсегда.
Тяжелый ритм
А вот Елена решила вернуться обратно не только из-за денег. Четыре года назад она отправилась покорять столицу. – Моя подружка с родителями переехала в Москву. Она рассказывала, что люди получают там минимум по 50 тысяч рублей, вот я и отправилась испытать счастье, – вздыхает девушка. Поначалу восторгу не было предела. Воркутинка сняла комнату в "коммуналке" за 18 тысяч рублей, вместе с подругой стала ходить по клубам, легко устроилась на работу оператором в колл-центр с окладом 40 тысяч рублей.
– Зарплата иногда доходила и до 60 тысяч. Мне их не хватало, хотя в Воркуте я спокойно жила на 20 тысяч рублей, – сетует Елена. – Треть дохода я отдавала за комнату, много денег и времени уходило на дорогу. В итоге я перестала готовить, работала без выходных, уже не хотелось никуда больше ходить развлекаться. Жизнь превратилась в какую-то гонку, я постоянно испытывала стресс и раздражение.
Девушка уволилась и села в пассажирский поезд "Москва – Воркута".
Время на пробки
Павел Колесников тоже не понаслышке знает, что такое дальняя дорога. В прошлом году он, впечатленный проведенным в Белгороде отпуском, решил переехать. Все казалось классным: климат, люди, инфраструктура. Павел снял жилье в Харгоре (жилой район на Харьковской горе), но очень быстро ощутил тяготы белгородского муравейника.
– Может, в центре города жить и неплохо, а на окраине – невозможно. Я тратил несколько часов на пробки, чтобы добраться до работы. Свободного времени совсем не оставалось, – рассуждает Павел. Молодой человек рассказал: он приезжал домой только в восемь часов вечера, и времени на новые знакомства совсем не оставалось.
Съем жилья в центре города был не по карману, поэтому мужчина вернулся в Воркуту. Не жалеет. В шесть вечера Паша уже щелкает на кнопки телевизионного пульта. Помимо низких зарплат, ему не понравились и местные жители. Павел считает их чудаковатыми, отмечая, что северяне куда радушнее и отзывчивее. Также воркутинца не устроили очереди в госучреждениях Белгорода.
Детская неожиданность
Многие жалуются, что на Севере тяжело жить из-за климата. Нина Ульянова с этим теперь согласна лишь отчасти. Квартира в подмосковной Кубинке досталась ей по наследству пять лет назад. Она приняла решение покинуть родную Воркуту. Однако наличие жилплощади – далеко не все, что нужно для комфортной жизни.
– Я сразу хочу предупредить молодых родителей об опасности переезда в теплые края с детишками. В Подмосковье очень высокая влажность воздуха. Настолько, что постельное белье всегда мокрое.
Через несколько месяцев после переезда дочки стали болеть, и я повела их к врачу, – вспоминает Нина. Как оказалось, местный климат не подошел детям Севера. Их одолевал бронхит, который к моменту возвращения семьи в Воркуту стал хроническим. Именно по настоянию доктора Нина привезла детей обратно.
– Никогда бы не подумала, что ребенку может не подходить теплый климат. Я советую всем семьям, которые планируют покидать Воркуту, сначала пожить на новом месте какое-то время, а уж потом собирать вещи, – рассказывает Нина Ульянова.
Уехал от любви
Антон прожил шесть лет в Санкт-Петербурге. Пять лет он учился в институте, где встретил свою любовь. После окончания вуза он остался в Северной столице.
– Мне нравился город, но всегда тянуло к родителям и друзьям. Я понимал, что буду зарабатывать в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге. Но я хотел быть со своей девушкой, – вспоминает мужчина.
Вместе с любимой Антон снял однокомнатную квартиру, оба устроились на работу, но денег не хватало. Из-за занятости они виделись только по ночам, отношения сошли на нет.
– Тогда я и принял решение изменить свою жизнь и вернулся домой, – говорит мужчина.
В Воркуте он нашел хорошую работу и уже через год купил квартиру. И пока, как и другие герои нашей истории, планирует жить здесь.