Широкое общественное обсуждение вызвала резонансная история о закрытых группах в социальных сетях, участники которых обсуждают способы добровольного ухода из жизни и публикуют романтизирующий самоубийство контент, а нередко открыто призывают друг друга к суициду. По мнению сенатора Антона Белякова, действующее законодательство позволяет администраторам "суицидных" групп уходить от ответственности. В связи с этим он разработал законопроект, вводящий в Уголовный кодекс новое понятие — "подстрекательство к самоубийству", пишут "Известия".
Разработанный Беляковым документ дополняет ст. 110 ("Доведение до самоубийства") пунктом о склонении к суициду и содействии этому. Под подстрекательством предлагается понимать "склонение лица к самоубийству путем уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства, в том числе содержащейся в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства".
Наказание за совершение этого преступления, согласно законопроекту, — ограничение свободы на срок до трех лет, а если те же деяния были совершены в отношении несовершеннолетнего или группой лиц по предварительному сговору, то лишение свободы на срок от пяти до девяти лет.
Законодательные изменения не позволят администраторам "сайтов смерти" уходить от ответственности, считает автор законопроекта сенатор от Владимирской области Антон Беляков. По его мнению, страну буквально захлестнула волна детских и подростковых самоубийств, спровоцированных создателями так называемых суицидальных групп в интернете.
"В 2013 году Роспотребнадзор обнародовал данные, согласно которым Россия вышла на первое место в Европе по количеству детских суицидов. Основной причиной сложившейся ситуации было официально названо пагубное влияние интернета на несформированную подростковую психику. Чаще всего совершали самоубийства не дети, имеющие существенные социально-психологические, материальные проблемы, а именно жертвы жестокой пропаганды", — отметил законодатель.
Вступивший в силу в 2012 году закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, позволяет блокировать пропагандирующие суицид сайты, но не предполагает уголовного наказания для их создателей, поясняет сенатор.
"В силу обострения ситуации с подстрекательством детей к суициду через интернет данное обстоятельство представляется значительным пробелом в законодательстве, — отмечает Беляков. — Ответственность за подстрекательство к самоубийству или содействие ему установлена в уголовном законодательстве многих стран. В частности, в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Канады, Швейцарии, Франции".
"Для людей, не имеющих проблем с психическим здоровьем, подобные группы вряд ли могут стать причиной самоубийства, — считает детский врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Лев Пережогин. — Для людей не очень здоровых — вполне вероятно. Если вы туда случайно забрели — ну посмотрели, ушли и забыли. А если вы там задержались и стали активным участником — это уже другое. Такие группы могут подталкивать людей, которые изначально уже думали о суициде и примеряли на себя соответствующую роль".
Ранее ввести административную ответственность для владельцев социальных сетей, на которых появляются ресурсы о самоубийстве, предлагала другой сенатор — Елена Мизулина. Она также высказалась за дополнение УК предлагаемой Беляковым статьей.