В столице Коми вновь заговорили о создании пешеходной улицы. На этот раз молодежь, заинтересованная проектом, собралась в Колледже искусств на "архитектурную мастерскую", которая продлится до Дня города.
1 июня в рамках мастерской с лекцией выступил специалист по социальной архитектуре, выпускник Московского архитектурного института Илья Копычина. Он поделился с сыктывкарцами своим пониманием урбанистики и высказал мнение о том, что даст новая пешеходная зона городу.
Напомним, идея создания пешеходной улицы на отрезке Коммунистической от Советской до Ленина появилась в прошлом году. По задумке инициаторов, передача улицы пешеходам позволит устроить место для отдыха, массовых мероприятий, площадку для художников и музыкантов, комфортное общественное пространство, то есть некий "сыктывкарский Арбат" со своей атмосферой. В сентябре 2015-го авторы проекта – студентка Алёна Зезегова и школьница Алина Давлетова - провели здесь фестиваль.
Тогда глава администрации Сыктывкара Андрей Самоделкин поддержал идею. Однако нашлись и ее противники. В Управлении ГИБДД региона высказались, что делать на этом отрезке города пешеходную зону нецелесообразно и обосновали причины. Кроме того, далеко не все жильцы близлежащих домов довольны тем, что под их окнами развернется "арбат" с вольными художниками и музыкантами. Автовладельцы, в свою очередь, и вовсе не радеют за то, что, в случае воплощения проекта в жизнь, больше не смогут здесь парковаться. Поэтому пока вопрос остается спорным.
1 июня, поделившись личным опытом подобных урбанистических проектов, московский архитектор Илья Копычина высказал мнение по поводу сыктывкарской идеи.
"Я смотрел фото старого Сыктывкара. Очень жалко храмы, которые здесь были, и непонятно, почему парк, ориентированный на город, находится в таком состоянии, - отметил он. – История вашего города говорит о том, что улица Трехсвятительская, ныне Коммунистическая, была основой города, заложенной при Екатерине. И этот кусочек, проектирование которого мы сейчас обсуждаем, – часть основы города. Поэтому пешеходная улица в глобальном плане – маленький шаг к развитию потенциала благоустройства города".
Культурный потенциал города неразрывно связан с его экономикой, считает молодой архитектор. Улица должна стать пешеходной, потому что, по его мнению, это будет выгодно городу в экономическом плане в том числе.
"Почти 85% средств, затрачиваемых на автомобиль и бензин, уходят из городской экономики. Люди, передвигающиеся пешком или на тех же велосипедах, способствуют развитию города. Они не тратят деньги на автомобили и бензин, а сэкономленные средства оставляют в этом городе", - пояснил выступающий.
Также московский архитектор прокомментировал опасения горожан и Госавтоинспекции о транспортном коллапсе, который, вероятно, может появиться, если у автомобилистов отберут обсуждаемый участок.
"На практике этого не происходит, - считает архитектор. – Чем меньше становится дорог, тем меньше пробок. У нас почему-то думают, что, если сделать дороги шире, пробки исчезнут. Это не так. Я так же думал первое время. Как только шире становятся дороги, тут же становится больше машин. И этот процесс необратим. Главное - понять, что необходимо начать делать обратное движение".
Согласится ли с выводами молодого московского архитектора главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг и что скажет по поводу создания пешеходной зоны, участники мастерской узнают на встрече 4 июня.