31 мая Верховный суд Коми отказал обвиняемому в преступлении, предусмотренному ч.4 ст. 159 УК РФ, руководителю поликлиники РГС-Мед Георгию Дзуцеву в назначении следствием судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовному делу.
Руководитель коммерческой поликлиники ответил на вопросы корреспондентов и высказался по поводу уголовного дела в отношении себя. ООО "РГС-Мед", заявил он, защищает интересы застрахованных и оказывает услуги в максимально комфортных условиях, по собственному желанию пациентов, а все обвинения необоснованны.
Напомним, что следователи МВД по Коми возбудили уголовное дело по части 4, статьи 159 УК РФ по факту мошенничества.
"Руководство частной медицинской клиники, оказывая населению платные услуги, также получало за них денежные средства от страховых медицинских организаций. После оказания гражданам платной медпомощи, руководство клиники, в том числе через страховые компании, обращалось в ГУ ТФОМС Республики Коми и возмещало затраты за якобы оказанные услуги в рамках ОМС. За период с января 2012 по декабрь 2014 года сотрудники клиники внесли в реестр 276192 граждан, которым якобы была оказана медпомощь в рамках обязательного медицинского страхования, и незаконно получено возмещение якобы понесенных затрат в сумме 164 миллиона рублей", - сообщили в официальном пресс-релизе правоохранители.
Расследование началось год назад. Основная претензия следствия состоит в том, что учреждение оказывало и оказывает платные медицинские услуги, и эти расходы предъявляет Фонду медицинского страхования и страховым организациям.
"Тем самым мы, якобы, "грабим" фонд. То есть вопрос стоит так: если гражданин частично заплатил за медицинские услуги, то Фонд платить не должен", - пояснил позицию следствия Георгий Дзуцев.
Однако у руководителя клиники иная точка зрения. Так, по его словам, окончательная стоимость любой услуги учреждения складывается из определенных затрат. При этом установленный в системе обязательного медицинского страхования тариф не покрывает расходы не только коммерческих, но и государственных лечебных учреждений. Тем не менее, РГС-Мед в своей работе руководствуется двумя законами: №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и №326--ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", а так же Постановлением правительства страны №1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".
"Мы исходим из того, что, если гражданин застрахован по обязательному медицинскому страхованию, в какую бы больницу и или поликлинику из состава участников системы ОМС он не обратился за медицинской помощью, за него Фонд(как страховщик) должен заплатить поим же установленному тарифу, - уточнил выступающий. - В первую очередь, за те услуги, которые входят в программу ОМС, или программу госгарантий. Если закон говорит о том, что полный перечень медицинских затрат на оказание услуг должен входить в тариф, то, к сожалению, в связи с отсутствием достаточных средств, фонд формирует свои тарифы, только исходя из тех денег, которые у него есть. А это не одно и то же".
Подушевой норматив в разных субъектах страны разный. К самому тарифу "РГС-Мед" претензий не имеет. Однако руководитель учреждения обратил внимание на то, что поликлиника берет на себя массу затрат, которые впоследствии и включаются в коммерческую часть стоимости услуги.
"Все имущество госучреждений передано им в оперативное управление. Они его получают бесплатно. Транспорт, дорогостоящее оборудование, здания, сооружения, в том числе по целевым госпрограммам, - отметил Г.Дзуцев. - Нам же бесплатно никто ничего не дает. Это все мы покупаем за свои деньги, которые зарабатываем как коммерческое предприятие, и это громадные расходы… Одна только арендная плата за помещения составляет больше 33 миллионов рублей в год (у РГС-Мед семь отделений в Коми)".
Таким образом, изначально государственные и частные учреждения находятся в неравных условиях, поэтому частники и ищут иные источники, чтобы компенсировать свои расходы. Кроме того, по словам Г.Дзуцева, на работу в РГС привлекают лучших врачей региона, которым платят до 60 тысяч рублей на ставку, что в 2-3 раза выше, чем у врачей-бюджетников. А в тариф ОМС входит как раз только бюджетная зарплата.
По закону срок ожидания приема к специалисту составляет до 10 рабочих дней или две недели. Не всегда в день обращения есть свободные номерки на бесплатный прием. Кто хочет получить услугу в день обращения и у конкретного "дорогого" квалифицированного специалиста, доплачивает часть стоимости, которая не покрывается тарифом по ОМС. Поэтому люди оплачивают медицинскую помощь, оказанную на так называемых "иных условиях" (в соответствии со ст.84 Закона 323-ФЗ и Постановлением Правительства РФ №1006), отличающихся от условий, предусмотренных программой государственных гарантий, в том числе и за сервис. Пациенту в клинике уделяется вдвое больше времени.
Не согласен руководитель поликлиники и с тем, что сказано в обвинении в той части, что все услуги "РГС-Мед" однозначно платные. По его словам, это не так. Во-первых, треть пациентов посещали врачей в учреждении бесплатно (а сегодня таких еще больше), также ожидая очереди к специалисту в пределах сроков, установленных программой госгарантий. Во-вторых, пациент, у которого есть полис ОМС, платит за прием врача не полную стоимость приема, а только ее часть, которую Фонд ОМС не должен оплачивать.
"По закону за своих застрахованных сначала должен платить фонд, - убежден Георгий Дзуцев. А то, на что денег Фонда ОМС не хватает или вообще не предусмотрено, оплачивает в РГС-Мед гражданин. Потому что он не хочет ждать, хочет конкретного хорошего специалиста, который проконсультирует его дольше и лучше, решит его судьбу, или его ребенка или близкого человека, и это правильно, и законом не запрещено".
По мнению Г.Дзуцева, возглавляемое им учреждение защищает интересы застрахованного: в госучреждениях так же есть платные услуги, которые должны оказываться застрахованным по ОМС бесплатно, так как они входят в программу госгарантий. Однако пациент, по разным причинам не дождавшийся бесплатной помощи, оплачивает там полную стоимость этих услуг из собственных средств. При этом ОМС не возмещает свою часть расходов. "Так что это за обязательное медицинское страхование? Кто защищает интересы застрахованных, уменьшая цену медицинской помощи на сумму тарифа ОМС? Не РГС-Мед? - задается вопросом директор РГС-Мед. - Мы бы и работали бесплатно, если бы нам давали бесплатно дорогостоящее оборудование, транспорт, помещения…. Мы все это делаем для людей. Чтобы человек, зайдя в поликлинику, не боялся, чувствовал себя комфортно и уютно, потому что он болеет, ему и так плохо. Зайдите для интереса в дневной стационар РГС-Мед на Димитрова, там есть и удобные кровати, и телевизоры, индивидуальные душ, туалет, холодильник, разница весомая, и, конечно, за это приходится доплачивать."
За 2012-2014 врачи клиники провели 276 тысяч приемов пациентов. Фонд заплатил за них 164 миллиона рублей.
"Теперь следствие говорит, что за эти посещения граждане заплатили еще и сами. Это неправда. В их числе есть 59 тысяч посещений пациентов, за которые мы не брали ни копейки. За них фонд заплатил 39 миллионов, которые, по логике, из 164-х миллионов должны быть убраны, но они этого не хотят слушать. Я ставлю вопрос о проведении бухгалтерской экспертизы расходов, чтобы показать, что пациенты платили только часть стоимости медпомощи, а ФОМС и страховые организации платили другую часть, на которую установлен тариф ОМС. Я не боюсь экспертизы, но следствие, наверное, боится", - предполагает руководитель клиники.
"Мне отказывают во всех инстанциях: следователь, городской и верховный суды… Меня обвиняют огульно. ОБЭП МВД по заказу следователя провел частичное исследование бухгалтерских документов и установил, что все средства, перечисленные за оказанные медицинские услуги, оплаченные территориальным Фондом ОМС и страховыми организациями, поступили на расчетный счет поликлиники РГС-Мед и израсходованы строго по целевому назначению в соответствии с законом. Также установлено, что я не присвоил никаких денег. За 10 лет моя зарплата не менялась ни на рубль. Дивидендов, премий, тринадцатых зарплат я не получаю и не получал. Это не предусмотрено заключенным со мной компанией Росгосстрах трудовым договором (я, кстати, – генеральный директор, а не собственник поликлиники РГС-Мед). В чем мой корыстный интерес? И чем я ввел в заблуждение Фонд? С Фондом и страховыми медицинскими организациями устанавливаются взаимоотношения на основании законного договора. Деньги, которые платит пациент – это не деньги за тоже самое, за что платит Фонд ОМС", - подчеркнул Г.Дзуцев.
В 2015 году ООО "РГС-Мед" признали победителем I Всероссийского конкурса "Лучший Проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении" по представлению территориального фонда ОМС и Минздрава Республики Коми.
"В 2015 же году возбуждается уголовное дело…Ну где логика? Какое развитие государственно-частного партнерства ожидать, когда частников, готовых к такому взаимодействию, будут стремиться сажать в тюрьму и разваливать коммерческие предприятия? А кто будет платить налоги в бюджет и внебюджетные фонды, как не они? РГС-Мед в течение своей работы заплатило около 340 миллионов рублей налогов и обязательных платежей, в том числе и на обязательное медицинское страхование…", - привел цифры руководитель поликлиники.
Как отметил под занавес встречи с журналистами Георгий Дзуцев, ни один пациент не пожаловался следователям на качество услуг в "РГС-Мед".