Эта героиня "Родом из детства" наиболее близка к детям, чем кто-либо из ее коллег по правительству Коми. В проекте "Комиинформа", приуроченного к Дню защиты детей, исполняющая обязанности министра образования и молодежной политики Светлана Моисеева-Архипова вспоминала восьмилетнюю Свету Полеву.
Как рассказала нам Светлана Александровна, будущую ее профессию, как и у многих школьников того времени, предопределяли родители, и это было естественным явлением. Так как и мама, и папа Светланы были инженерами-строителями, они готовили свою дочь для поступления в строительный институт.
"Я занималась в малой академии школьников, участвовала в технических конкурсах, например, в проектировании автобусной остановки, даже однажды заняла призовое место. Папа занимался со мной черчением. У меня хорошо получалось, и я в итоге помогала выполнять работы одноклассникам. Самое обидное, что у всех, кому я выполняла работы, были "пятерки", а за собственные чертежи я получала "четверки", - рассказала и.о. министра.
Но по настоянию школьных учителей Светлана, в то время Полева, поступила в педагогический институт.
"Так произошло, что Борис Иванович Захаров, директор двенадцатой школы Сыктывкара, в которой я училась с пятого класса, подсел ко мне на экзамене по истории и спросил, куда собираюсь поступать. Я честно призналась: в строительный институт. На что он заявил, что если я не поступлю в педагогический институт, чтобы больше в школу не приходила. Я, говорит, тебя не знаю, и со мной не разговаривай, - вспоминает Светлана Моисеева-Архипова. – Мы, выпускники семидесятых, очень дорожили дружбой с Борисом Ивановичем. Я стояла перед выбором: с одной стороны родители, с другой - директор, которого все любили и уважали. После определенных разговоров дома было принято решение: поступаю в педагогический институт".
До этого разговора даже не задумывалась, что должна стать учителем. Хотя в 8 лет была влюблена в молодую элегантную первую учительницу Валентину Константиновну. "Я была влюблена в нее и в ее черную плиссированную юбку. Решила, что тоже стану учительницей, чтобы носить такую юбку", - смеясь, говорит Светлана Александровна.
На вопрос, была ли она хулиганкой, Светлана Александровна ответила, что просто было некогда безобразничать. А вот за честность и упрямство ей пару раз попадало: "В начальных классах учительница иногда заменяла уроки рисования на уроки математики. Мне было так обидно, и я в дневнике в соответствующей строке напротив предмета "Рисование" писала: "НЕ БЫЛО". Однажды пригласили маму в школу и при ней спросили: "Светочка, почему ты пишешь, что урока не было?". А я в ответ: "Не было!" "Как же так, вспомни, мы же циферки рисовали..." А я упорно стояла на своем: "не было".
1 сентября шли во второй класс мимо вновь построенной школы № 1 и завидовали ее ученикам. Вероятно, новую школу обсуждали и наши учителя. В классе был задан вопрос: "Ребята, кто бы хотел перейти учиться в новую школу?" "Три человека подняли руки, среди них была и я", - рассказывает Светлана Александровна. "Ребята, мы теперь знаем, кто не любит нашу школу", - объявили нам. "Но школу я всегда любила и всегда любила своих учителей, с которыми, считаю, мне очень повезло", - с улыбкой вспоминает и.о. министра.
Будущий министр была разносторонне развитым ребенком: закончила музыкальную школу, занималась фигурным катанием, участвовала во всевозможных театральных постановках, смотрах художественной самодеятельности, выступала на первом тогда всесоюзном слете юных пушкинистов, в седьмом классе занималась в школе пионерского актива, была выбрана председателем совета пионерской дружины, возглавляла комсомольскую организацию школы.
"А все тогда были такими! У нас класс был дружный и, как сейчас говорят, социально активным. Тогда были популярны вокально-инструментальные ансамбли. Обратились к директору школы с просьбой купить музыкальные инструменты, он предложил нам самим заработать на их покупку. Оформил меня дворником. И мы все вместе, разбившись на группы, приходили в шесть утра чистить школьный двор от снега. Так мы смогли купить ударную установку, гитары. Репетировали, выступали на школьных вечерах", - рассказала С.Моисеева-Архипова.
По субботам всем классом ходили на каток. В те годы были популярны массовые катания. Устраивали литературные вечера, увлекались фотографией, занимались поисковой работой. Всегда интересно поздравляли друг друга с днем рождения, сами готовили угощения к чаю. По словам С. Моисеевой-Архиповой, с нее всегда была миска безе.
"Мы умели шить, готовить, печь. Все делали своими руками. И это не удивительно: шесть уроков труда в неделю стояло в расписании школы. 5-6 классы – кулинария, 7-8 классы - швейное дело. Мы шили вещи основательно, качественно и потом с удовольствием их носили, сравнивая, у кого клеш на брюках был шире. В 9-10 классах изучали машинопись и делопроизводство. Каждый получал удостоверение, дающее право работать секретарем-референтом", - поделилась воспоминаниями и.о. министра. По ее словам, все учились увлеченно, никто не отлынивал.
"Комиссар" - так прозвали будущего главного педагога Коми в старших классах. Однажды девушку выбрали комиссаром строительного отряда, который выезжал в летний трудовой лагерь убирать помидоры под Волгоградом. В итоге такое "имя" закрепилось за ней до окончания школы.
И сейчас они встречаются с бывшим одноклассниками каждый юбилейный год, приглашая на эти встречи своих учителей. Как рассказала Светлана Александровна, многие из ее одноклассников пришли в педагогику: "Как-то на встрече выпускников мы посчитали: нами можно укомплектовать хоть и малокомплектную, но все же школу. Из 36 человек четверть ребят поступила в педвузы. Тогда действительно учителя имели для нас колоссальный авторитет, и мы хотели быть похожими на них". А сама Светлана Александровна эталоном для подражания всегда считала своего учителя русского языка и литературы Анелию Васильевну Горскую.