Сегодняшним героем рубрики "Родом из детства" стал директор Института языка, литературы и истории Коми научного центра Игорь Жеребцов. Для проекта "Комиинформа", приуроченного ко Дню защиты детей, доктор исторических наук вспомнил свои 1960-е.
В детстве маленький Игорь мечтал стать шофером, чтобы целый день кататься на машине или автобусе туда-сюда, что представлялось ему страшно увлекательным. У некоторых соседей по двору отцы работали водителями, они их время от времени катали в кабине грузовика или в салоне автобуса, порой прихватывали и других мальчишек.
"А наш сосед по дому, инвалид, имел мотоколяску (как в фильме "Операция "Ы"), и иногда позволял нам посидеть в ней, покрутить руль. Так хотелось самому управлять автомобилем, ехать куда-нибудь… Мечта не сбылась – да и слава Богу. У меня и прав-то водительских нет", - признался И.Жеребцов.
Игорь был послушным ребенком. Хотя без шалостей, конечно, не обходилось, но они были вполне беззлобными. "Хулиганить мне было неинтересно. Я предпочитал спокойно играть в одиночестве, дома, конструируя с помощью игрушек разные города и миры, древние и современные. Наверное, жестокие "сражения", происходившие по моей воле на улицах и площадях тех вымышленных городов, давали вполне достаточный выход тому "хулиганству", которое есть в каждом мальчишке", - вспоминает директор института.
Любимым лакомством маленького Игоря было эскимо в шоколадной глазури. В Сыктывкаре в конце 1960-х оно исчезло из продажи, и полакомиться им можно было только летом во время отдыха где-нибудь в других краях. И еще зефир в шоколаде, который у нас тоже почти не продавали - отец, ученый Любомир Жеребцов - иногда привозил его сыну из командировок в Москву.
Как и почти все дети, будущий доктор наук терпеть не мог манную кашу. В супе ел только бульон и мясо, а всю заправку, капусту, картошку и прочее, оставлял в тарелке. Чтобы добро не пропадало, мама наливала ему суп через ситечко: бульон любимому сынишке, а прочее содержимое распределялось между родителями и старшей сестрой.
Фобии у И.Жеребцова были вполне понятные: "Терпеть не мог всяких жуков-пауков. Боялся змей, но, так сказать, "заочно", поскольку никогда их в природе не встречал, только в зоопарке. А еще боялся злых, сварливых, склочных людей, старался держаться от них подальше. Впрочем, честно сказать, я и сейчас не очень-то стремлюсь с ними общаться".
В начальной школе Игорь Жеребцов был одним из лучших учеников, потом стал лениться и перебивался по большинству предметов на тройки-четверки. А в старших классах решил опять взяться за ум, но две "тройки" в аттестате все же имеются. Любимый предмет, конечно, история. Нравились русский язык и литература. Особенно удавались сочинения, которые учительница нередко читала вслух не только на их уроках, но и в параллельных классах.
Игорь обожал играть в солдатиков, которые из командировок привозил отец. В его армии "служили" самые разнообразные солдатики: оловянные, пластмассовые, даже деревянные, всех времен, народов и родов войск.
"Больше всего мне нравились наборы с рыцарями и русскими витязями. Эти-то бойцы и разыгрывали домашние сражения под моим доблестным командованием. Помню, увидел в какой-то книжке изображения удивительной красоты солдатиков (как сейчас понимаю, в форме XVIII или XIX века) и очень просил отца найти таких и привезти мне. Увы, не случилось. Зато сейчас, на старости лет, отчасти исполнил свою детскую мечту − в шкафу на полках выстроились армии Кутузова и Наполеона. Еще, конечно, любил машинки и оружие. Отец как-то привез из зарубежной поездки игрушечный револьвер "смит-и-вессон" − совсем как настоящий. Он произвел фурор в нашем дворе и долго был моей гордостью. Потом к нему добавился еще и игрушечный "кольт", которым мои друзья любили забавляться еще и в студенческое время", - рассказал директор Института языка, литературы и истории.