Почему нельзя обучать всех детей в школе в первую смену, можно ли изменить продолжительность школьных перемен? Эти и другие вопросы задали родители сыктывкарских школьников начальнику столичного управления образования Ольге Бригиде в ходе прошедшей недавно прямой линии, посвященной подготовке муниципальных образовательных организаций к новому учебному году. Самые интересные из них собрала в своем материале "Республика".
"Недавно по телевизору министр образования РФ сообщил, что родители вправе выбирать продолжительность учебной недели для своих детей – пять или шесть дней. Как можно на практике этот вопрос решить?" – спросила сыктывкарка, представившаяся Татьяной.
Оказалось, что такое право у родителей действительно есть. Но в Сыктывкаре перевести детей на пятидневку проблематично, поскольку практически все школы работают в две смены. И для того чтобы выполнить обязательную программу в полном объеме, придется перераспределять занятия с субботы на другие учебные дни. Это повлечет за собой увеличение продолжительности учебного дня, и дети будут поздно возвращаться домой. Вряд ли это понравится родителям, которые даже сейчас считают, что дети перегружены.
Кроме того, нужно учитывать, что увеличение времени занятий – это нарушение норм санитарного законодательства. Оптимально все-таки распределять занятия на шесть учебных дней.
Мама одного ученика столичной школы №26 пожаловалась, что в начале учебного года учитель обещала, что со следующего года третьеклассников переведут в первую смену. А теперь выясняется, что она уже этого обещать не может.
"В этом нет никакого нарушения законодательства, – ответила ей начальник управления образования. – Дело в том, что по закону в школах, где нет возможности обучаться в одну смену, в первую смену в первоочередном порядке должны обучаться дети первых, четвертых, пятых, девятых и одиннадцатых классов. Все остальные – во вторую смену, если в школе нет других условий. Учитывая, что в 26-ю школу в этом году приходит больше первоклассников, чем планировалось, кабинеты будут отдаваться в первую очередь первым классам".
"Сейчас правила приема во все общеобразовательные заведения одинаковые, в гимназию так же, как и в школу, принимают по месту жительства, и никакого отбора нет. Что тогда дает это статус? Может, стоит тогда вернуть все общеобразовательные учреждения в статус школ?" – был задан следующий вопрос.
"В гимназию действительно сейчас принимают всех, кто проживает в близлежащих районах. В лицеи прием идет начиная с седьмого класса, и идут туда ребята, преуспевшие по тем предметам, которые являются профильными для этого лицея. Хотя гимназии уже статусу своему не соответствуют, родители очень трепетно относятся к тому, что их ребенок учится не в школе, а в гимназии, поэтому мы сохраняем этот статус. И есть у гимназий еще одно преимущество, которое прописано в СанПиНах: гимназисты должны учиться только в первую смену", – ответила начальник управления образования.
Еще один звонок был о том, нужно ли покупать учебники для ребенка, который идет в этом году в первый класс. Как пояснила Ольга Бригида, учебники первоклассникам выдает образовательная организация. Но есть еще такая необходимая первокласснику вещь, как индивидуальные рабочие тетради. Вот их родители должны покупать самостоятельно.
Конечно, никто не может их заставить это делать, можно купить ребенку и обычную тетрадь в косую линейку или клетку. Но, безусловно, будет намного удобнее и легче работать в рабочей тетради.
"Моей дочери семь лет исполнится только в декабре. Могу ли я отдать ее в школу до исполнения семи лет?"
"В соответствии с законом управление образования имеет право дать разрешение на обучение ребенка с шести с половиной лет, – пояснила Ольга Бригида. – Если вы считаете, что ваш ребенок психологически готов к обучению, можете прийти в управление образования и написать заявление на имя начальника с просьбой взять его в школу до достижения семилетнего возраста. Главное, чтобы у вас была справка о состоянии здоровья".
"В гимназии №1 в этом году увеличили перемены с 15 до 20 минут, чтобы дети успевали пообедать, – рассказала женщина, назвавшаяся Ольгой. – Но эти перемены сделали и для тех, кто ест, и для тех, кто не ест. Из-за этого учебный день увеличился, и дети сейчас учатся до 14.30. Можно ли как-то изменить эту систему? Может, для тех, кто не ест, уменьшить перемену и давать отдельный звонок?"
По словам Ольги Бригиды, режим работы школы находится в компетенции ее руководства и всех участников образовательных отношений, в том числе и родителей. Поэтому решения о том, когда начинать учебу, и о продолжительности перемен принимаются с учетом и родительского мнения тоже. Режим должен быть единым для всех классов, потому что разные звонки помешают учебному процессу. Сократить перемену можно при одном условии: если все дети успевают пообедать за 15 минут. Если посадочных мест не хватает и школа не может организовать питание за 15 минут, то вряд ли перемену можно сократить. Должно быть решение общешкольного родительского собрания о том, что родители высказались за сокращение перемены. Далее следует обратиться с коллективным заявлением на имя руководства. А руководство в свою очередь решит: если возможность такая есть, то перемены сократят.