Новости Республики Коми | Комиинформ

 Сыктывкарских журналистов обучили ремеслу оперных и балетных критиков

 Сыктывкарских журналистов обучили ремеслу оперных и балетных критиков
 Сыктывкарских журналистов обучили ремеслу оперных и балетных критиков
logo
 Сыктывкарских журналистов обучили ремеслу оперных и балетных критиков
фото Ирины Кнутас

В Сыктывкаре журналистов Коми в течение двух дней обучали, как писать рецензии на оперные и балетные спектакли. Семинар "Школа оперных и балетных критиков", прошедший в Сыктывкаре, организовали Союз театральных деятелей РК в рамках фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс".

Педагогами выступили оперный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии, редактор интернет-портала радио "Орфей" Александр Матусевич, балетный критик, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов Валерий Модестов и заведующая кабинетом музыкальных театров Центрального аппарата Союза театральных деятелей России Ольга Кораблина.

DSC_8246.jpg

DSC_8256.jpg

В первый день журналистам рассказали, на что обращать внимание при составлении рецензии на оперу. А.Матусевич сразу предупредил: каких-либо универсальных советов он давать не будет. В то же время, опираясь на свой опыт, все-таки высказал несколько рекомендаций. Он пояснил, что описывать литературный сюжет, ставший либретто для оперы, не стоит, если речь идет об известных постановках, к примеру, "Евгении Онегине". В других случаях есть смысл напомнить, когда и кем написано произведение, с какими курьезами связан тот или иной спектакль.

Писать рецензии об оперных постановках, по его словам, необходимо, опираясь на свои впечатления, так, чтобы человеку захотелось прийти в театр и сверить свои ощущения с тем, что написал автор статьи. Однако личностное отношение к спектаклю, по его словам, не должно превалировать в рецензии. В то же время автор может и должен подметить как достоинства, так и недостатки той или иной постановки. А сугубо авторский подход применим лишь в случаях со специальными изданиями о театре.

"Хорошо бы найти такую точку, золотое сечение, некий баланс между тем и другим. Чтобы, с одной стороны, было видно отношение рецензента, а с другой стороны, и предмет, о котором он повествует, был бы не на десятом плане", - рассудил А.Матусевич.

По его словам, хорошая рецензия должна учитывать несколько моментов: это информационная насыщенность, небольшой "бэкграунд", который стоит за композитором, режиссером и так далее. Не менее важно увидеть концепцию той или иной постановки и донести это до читателя. Необходимо отметить и то, как эта идея подана исполнителями на сцене и оркестром.

DSC_8437.jpg

А.Матусевич призвал представителей прессы "не закрывать свою душу" и не бояться своих ощущений, возникших после просмотра того или иного спектакля. А О.Кораблина дополнила, что иногда в случае сомнений можно "сверить часы" по поводу плюсов и минусов спектакля с профессионалами от искусства, которые также посетили постановку.

DSC_8439.jpg

Во второй день семинара Валерий Модестов, приводя примеры из практики, поведал, как можно рассказывать читателям о балете. Опять же важно в статье отражать свои ощущения, но при этом всегда избегать чрезмерно негативных суждений, даже если та или иная партия солисту откровенно не удалась. Он призвал помнить слова актрисы Фаины Раневской, что "балет — это каторга в цветах". Говоря о балетном спектакле, он с юмором признался, что ему всегда сподручнее критиковать не солистов, а хореографа. Поскольку именно он выбирает материал для спектакля и распределяет партии. "Иногда солисту бывает трудно отказаться от того или иного образа, даже если это не твое. Допустим, у него могут получаться одни движения, а в данной партии предусмотрены совершенно другие", - пояснил он.

DSC_8254.jpg

Также он отметил решающую роль оркестра, поскольку разные "по физике и пластике" служители Терпсихоры по-разному преодолевают пространство сцены, и дирижер должен это обязательно учитывать. Наставник признал, что лично для него важно не то, сколько "трюков" исполнил солист, а то, смог ли он передать эмоции своего героя и идею, заложенную в постановке.

По окончании семинара все слушатели получили сертификаты о том, что прошли учебу у именитых критиков театрального искусства.

  Ключевые слова: театр