Новости Республики Коми | Комиинформ

Образовательные кластеры сделают выпускников Коми более конкурентноспособными

Образовательные кластеры сделают выпускников Коми более конкурентноспособными
Образовательные кластеры сделают выпускников Коми более конкурентноспособными
logo
Образовательные кластеры сделают выпускников Коми более конкурентноспособными
Фото Ларисы Сахаровой

В Общественной приемной главы республики в рамках проекта "Оставайся в республике!" состоялся круглый стол. Темой для дискуссии стал вопрос, могут ли образовательные кластеры стать механизмом закрепления молодых кадров в республике, сообщает пресс-служба Общественной приемной.

Напомним, в Программе возрождения республики временно исполняющий обязанности главы Сергей Гапликов обозначил приоритетные направления в области молодежной политики и поставил задачи перед исполнительной властью проработать механизмы удержания молодежи в республике

. "В последние годы отток достиг порядка семи тысяч человек ежегодно. Из них порядка 40 процентов - молодежь. Это совершенно неприемлемо. Мы уже приняли комплекс мер, который позволил снизить этот показатель за последние восемь месяцев на 6 %. Этот результат нужно закреплять, в том числе - решая вопросы трудоустройства выпускников и взрослого населения", - заявил руководитель республики на состоявшемся недавно в Ухте форуме "За качественное образование".

IMG_0228.JPG

На круглый стол в Общественную приемную были приглашены представители учебных организаций разного уровня – от общеобразовательных школ до вузов, республиканских министерств, представителей компаний-работодателей, члены Молодежного правительства, представляющие точку зрения непосредственных участников кластеров – студентов.

Осветить роль и значение отраслевых образовательных кластеров было поручено заместителю председателя Государственного совета Республики Коми Валентине Жиделевой. По ее словам, интенсивное развитие экономики, которое сегодня начинается в республике в соответствии с Программой возрождения, потребует высококвалифицированных не только инженерных, но и рабочих кадров. Именно кластерный подход в профессиональном образовании позволяет сделать процесс обучения непрерывным, последовательным и соответствующим требованиям работодателей. Кластеры – это не дань моде, а вызов времени, считает законодатель.

Директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева рассказала об успешном опыте Лесного образовательного кластера Республики Коми, который в этом году отметил пятилетие. За это время объединение образовательных учреждений, готовящих специалистов для лесной отрасли республики, выросло не только количественно, но и качественно и даже расширилось географически.

"Коллеги из Томской области, представляющие техникум промышленной индустрии г. Асино нашли нас в интернете и приехали в Сыктывкар, чтобы вступить в Лесной кластер. Когда мы спросили, зачем им это нужно, услышали ответ: "У нас в Асино будут строить деревообрабатывающий завод, мы должны готовить для него квалифицированные кадры". Вот такой совершенно правильный подход к подготовке местных кадров, когда учитываются и возможности образовательного учреждения, и потребности работодателей, продемонстрировали сибирские коллеги", - пояснила Любовь Гурьева.

Еще одно преимущество кластерной системы в образовании, по словам директора СЛИ, - в том, что студенты вуза имеют возможность в процессе получения высшего образования получить рабочую специальность. Это делает выпускников вуза привлекательными для потенциальных работодателей, а значит, конкурентоспособными на рынке труда.

IMG_0247.JPG

О том, как участие в кластере помогло наладить профориентационную работу в школе, рассказала директор Сторожевской школы Ангелина Захаренко. Сегодня, когда абитуриенты имеют по 15 вариантов для поступления в вуз по принципу "куда возьмут", поступившие первокурсники зачастую вообще не имеют представления о будущей профессии. Сторожевским школьникам в этом смысле повезло – уже в школе они пробуют себя в профессии: для этого у них есть много возможностей, в том числе участие в проекте "Школьное лесничество". Практически все участники обсуждения согласились, что современные правила поступления в вуз губительно сказываются на квалификации будущих молодых специалистов.

Дискуссию вызвало выступление директора Института естественных наук СГУ имени Питирима Сорокина Ирины Юраневой. По ее словам, в республике не ведется мониторинг потребности в трудовых ресурсах, поэтому вузы рискуют выпускать невостребованных специалистов на рынок труда. Было предложено создать на базе СГУ социально-экономический кластер – ресурсы для этого и потребность есть. Кроме того, студенты экономического института могли бы под руководством своих преподавателей и специалистов Министерства экономики республики проводить анализ и прогноз трудовых ресурсов.

Директор сыктывкарского медколледжа Вера Пилипенко предложила взглянуть на проблему закрепления молодежи в республике с другой стороны. По ее словам, в Коми нет проблем с трудоустройством выпускников медколледжа. Кроме того, Министерство здравоохранения заключает договоры с поступающими на так называемые целевые места. По окончании учебы "целевики" должны будут вернуться на работу в родную республику. Проблема, которую обозначила директор медколледжа, в том, чтобы удержать молодых специалистов на селе.

"Пока не будет, образно говоря, в деревне театров и бассейнов, молодые специалисты будут оттуда уезжать, в первую очередь, ради своих детей. Необходимо развивать социальную, культурную инфраструктуру на селе", - считает Вера Пилипенко.

По мнению участников круглого стола не менее остро в рамках кластеризации профессионального образования стоит вопрос о сотрудничестве потенциальных работодателей. И если с государственными, муниципальными учреждениями больших проблем нет, то частные компании неохотно берут на работу выпускников. Как правило, аргументы одни – нет опыта. По мнению проректора по учебной и воспитательной работе КРАГСИУ Фяргии Суркиной, участие производственников в образовательных кластерах как раз и могло бы решить эту проблему – учебное заведение организует программу в соответствии с требованиями производственника, а студенты и учащиеся могли набираться опыта на предприятии во время практики.

IMG_0238.JPG

Подводя итоги обсуждения, модератор круглого стола, директор Общественной приемной главы республики Виктория Сидорова резюмировала: "Кластерный подход в профессиональном образовании может стать одним из механизмов закрепления молодых кадров в республике при соблюдении определенных условий. Первое: органы исполнительной власти должны вести мониторинг, анализ и прогнозирование потребности республики в трудовых ресурсах. Второе: необходимо активное включение потенциальных работодателей в систему профессионального образования на всех уровнях. Третье: создавать и развивать на селе социально-культурную инфраструктуру, для того, чтобы молодежь могла самореализоваться не только в профессии, но и в спорте, творчестве, общественной жизни".

В резолюцию круглого стола вошло также предложение для Общественной приемной главы республики организовать встречу представителей вузов и компаний-потенциальных работодателей, чтобы обсудить возможные формы сотрудничества.

*** Образовательный кластер – это один из способов организации профессионального образования, основанный на объединении образовательных учреждений разного уровня по отраслевому признаку. Такой подход обеспечивает возможность использования ресурсов участников кластера (материальных, кадровых, интеллектуальных); преемственность образования разных уровней; непрерывное "погружение" обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.

В Республике Коми действует созданный в 2011 году Лесной образовательный кластер, в центре которого Сыктывкарский лесной институт. Сегодня ЛОК РК объединяет 17 образовательных учреждений, география которых уже вышла за пределы республики.

  Ключевые слова: образование, кластер