В Общественной приемной главы республики в рамках проекта "Оставайся в республике!" состоялся круглый стол. Темой для дискуссии стал вопрос, могут ли образовательные кластеры стать механизмом закрепления молодых кадров в республике, сообщает пресс-служба Общественной приемной.
Напомним, в Программе возрождения республики временно исполняющий обязанности главы Сергей Гапликов обозначил приоритетные направления в области молодежной политики и поставил задачи перед исполнительной властью проработать механизмы удержания молодежи в республике
. "В последние годы отток достиг порядка семи тысяч человек ежегодно. Из них порядка 40 процентов - молодежь. Это совершенно неприемлемо. Мы уже приняли комплекс мер, который позволил снизить этот показатель за последние восемь месяцев на 6 %. Этот результат нужно закреплять, в том числе - решая вопросы трудоустройства выпускников и взрослого населения", - заявил руководитель республики на состоявшемся недавно в Ухте форуме "За качественное образование".
На круглый стол в Общественную приемную были приглашены представители учебных организаций разного уровня – от общеобразовательных школ до вузов, республиканских министерств, представителей компаний-работодателей, члены Молодежного правительства, представляющие точку зрения непосредственных участников кластеров – студентов.
Осветить роль и значение отраслевых образовательных кластеров было поручено заместителю председателя Государственного совета Республики Коми Валентине Жиделевой. По ее словам, интенсивное развитие экономики, которое сегодня начинается в республике в соответствии с Программой возрождения, потребует высококвалифицированных не только инженерных, но и рабочих кадров. Именно кластерный подход в профессиональном образовании позволяет сделать процесс обучения непрерывным, последовательным и соответствующим требованиям работодателей. Кластеры – это не дань моде, а вызов времени, считает законодатель.
Директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева рассказала об успешном опыте Лесного образовательного кластера Республики Коми, который в этом году отметил пятилетие. За это время объединение образовательных учреждений, готовящих специалистов для лесной отрасли республики, выросло не только количественно, но и качественно и даже расширилось географически.
"Коллеги из Томской области, представляющие техникум промышленной индустрии г. Асино нашли нас в интернете и приехали в Сыктывкар, чтобы вступить в Лесной кластер. Когда мы спросили, зачем им это нужно, услышали ответ: "У нас в Асино будут строить деревообрабатывающий завод, мы должны готовить для него квалифицированные кадры". Вот такой совершенно правильный подход к подготовке местных кадров, когда учитываются и возможности образовательного учреждения, и потребности работодателей, продемонстрировали сибирские коллеги", - пояснила Любовь Гурьева.
Еще одно преимущество кластерной системы в образовании, по словам директора СЛИ, - в том, что студенты вуза имеют возможность в процессе получения высшего образования получить рабочую специальность. Это делает выпускников вуза привлекательными для потенциальных работодателей, а значит, конкурентоспособными на рынке труда.
О том, как участие в кластере помогло наладить профориентационную работу в школе, рассказала директор Сторожевской школы Ангелина Захаренко. Сегодня, когда абитуриенты имеют по 15 вариантов для поступления в вуз по принципу "куда возьмут", поступившие первокурсники зачастую вообще не имеют представления о будущей профессии. Сторожевским школьникам в этом смысле повезло – уже в школе они пробуют себя в профессии: для этого у них есть много возможностей, в том числе участие в проекте "Школьное лесничество". Практически все участники обсуждения согласились, что современные правила поступления в вуз губительно сказываются на квалификации будущих молодых специалистов.
Дискуссию вызвало выступление директора Института естественных наук СГУ имени Питирима Сорокина Ирины Юраневой. По ее словам, в республике не ведется мониторинг потребности в трудовых ресурсах, поэтому вузы рискуют выпускать невостребованных специалистов на рынок труда. Было предложено создать на базе СГУ социально-экономический кластер – ресурсы для этого и потребность есть. Кроме того, студенты экономического института могли бы под руководством своих преподавателей и специалистов Министерства экономики республики проводить анализ и прогноз трудовых ресурсов.
Директор сыктывкарского медколледжа Вера Пилипенко предложила взглянуть на проблему закрепления молодежи в республике с другой стороны. По ее словам, в Коми нет проблем с трудоустройством выпускников медколледжа. Кроме того, Министерство здравоохранения заключает договоры с поступающими на так называемые целевые места. По окончании учебы "целевики" должны будут вернуться на работу в родную республику. Проблема, которую обозначила директор медколледжа, в том, чтобы удержать молодых специалистов на селе.
"Пока не будет, образно говоря, в деревне театров и бассейнов, молодые специалисты будут оттуда уезжать, в первую очередь, ради своих детей. Необходимо развивать социальную, культурную инфраструктуру на селе", - считает Вера Пилипенко.
По мнению участников круглого стола не менее остро в рамках кластеризации профессионального образования стоит вопрос о сотрудничестве потенциальных работодателей. И если с государственными, муниципальными учреждениями больших проблем нет, то частные компании неохотно берут на работу выпускников. Как правило, аргументы одни – нет опыта. По мнению проректора по учебной и воспитательной работе КРАГСИУ Фяргии Суркиной, участие производственников в образовательных кластерах как раз и могло бы решить эту проблему – учебное заведение организует программу в соответствии с требованиями производственника, а студенты и учащиеся могли набираться опыта на предприятии во время практики.
Подводя итоги обсуждения, модератор круглого стола, директор Общественной приемной главы республики Виктория Сидорова резюмировала: "Кластерный подход в профессиональном образовании может стать одним из механизмов закрепления молодых кадров в республике при соблюдении определенных условий. Первое: органы исполнительной власти должны вести мониторинг, анализ и прогнозирование потребности республики в трудовых ресурсах. Второе: необходимо активное включение потенциальных работодателей в систему профессионального образования на всех уровнях. Третье: создавать и развивать на селе социально-культурную инфраструктуру, для того, чтобы молодежь могла самореализоваться не только в профессии, но и в спорте, творчестве, общественной жизни".
В резолюцию круглого стола вошло также предложение для Общественной приемной главы республики организовать встречу представителей вузов и компаний-потенциальных работодателей, чтобы обсудить возможные формы сотрудничества.
*** Образовательный кластер – это один из способов организации профессионального образования, основанный на объединении образовательных учреждений разного уровня по отраслевому признаку. Такой подход обеспечивает возможность использования ресурсов участников кластера (материальных, кадровых, интеллектуальных); преемственность образования разных уровней; непрерывное "погружение" обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.
В Республике Коми действует созданный в 2011 году Лесной образовательный кластер, в центре которого Сыктывкарский лесной институт. Сегодня ЛОК РК объединяет 17 образовательных учреждений, география которых уже вышла за пределы республики.