Гараж, место на стоянке, дороги, мойки, шлагбаумы, другие сооружения - все это должно принадлежать владельцам машино-мест на правах недвижимого имущества, которое можно передать по наследству, продать или распорядиться иным образом по собственному усмотрению.
Так определяет новый закон, проект которого внесен в Госдуму. Он содержит порядок приобретения, эксплуатации и продажи так называемых машино-мест в "народных гаражах" и под многоквартирными жилыми зданиями, в гаражных кооперативах, на придомовых, крытых и иных автостоянках. О том, как человек сможет получить в собственность место для своего "железного коня", "Российской газете" рассказал автор нового закона, глава Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
- Если дачная амнистия сняла остроту загородного "квартирного вопроса", то страсти вокруг гаражей все кипят с тем же накалом, что и в знаменитом фильме. Новый закон решит проблему защиты прав владельцев на достойное и комфортное пользование своим транспортным средством?
- Внесенный законопроект комплексно решает вопросы, связанные именно с гаражами. Его вполне можно назвать "гаражной амнистией". Во-первых, всем понятно, что наши технические средства, автомобили, мотоциклы, надо куда-то девать, а ни в Советском Союзе, ни в новой России до сих пор не было какого-либо акта, который бы регулировал деятельность по хранению этих самых наших любимых средств. Их иногда называют даже именами собственными, особенно женщины.
Поэтому решено комплексно урегулировать все острые вопросы. Во-вторых, закон говорит, что такое гараж, что такое машино-место. И говорит о том, что это недвижимость, она подлежит кадастровому учету и государственной регистрации при переходе права собственности. Гаражи, как правило, капитальные, а машино-место - это участок, который предназначен для стоянки и хранения машины.
- Почти всегда наряду с гаражом или стоянкой возникают вопросы о дорогах, шлагбаумах, автомойках. Закон установит, кому все это принадлежит и как регулируется?
- Это общая собственность, и при переходе права на нее, допустим, если кто-то продает или наследует машино-место, он также передает и свою долю этой общей собственности. При этом закон специально оговаривает, что никакого ограничения не должно быть.
Сейчас во многих субъектах действует порядок: при продаже машино-места нужно общее согласие всех других владельцев, человек должен спрашивать: вам нужно? Если нет, то продам другим. Не должно быть такой головной боли, права преимущественной покупки здесь нет. В законе есть прямая статья, что человек может продать свое место кому угодно. Если его захочет купить сосед - договаривайся. Но всех спрашивать - а это 50, 100, 200 собственников - неправильно и нереально. Поэтому нередко подделывают документы, и сделка становится упречной, потому что другой человек скажет, что к нему никто не обращался, и это будет основанием для опротестования продажи.
Наряду с самим объектом, будь то гараж, либо машино-место, закон указывает, что дороги, стоянки, мойки и так далее тоже принадлежат владельцам. С этой точки зрения режим общего объекта, который в комплексе именуется гаражом, будет внесен в Гражданский кодекс как вещь, как недвижимость, как объект гражданских прав.
- Гаражи выступают в разных видах. В частности, очень ходовой вариант - так называемый "народный гараж". Люди строят его в складчину, за свои деньги, а потом вдруг пришла некая комиссия и говорит: у нас тут на плане пустое место, значит, стройка не была согласована, все снесем бульдозером. Так за что человек платит большие деньги - за воздух?
- В том числе для этого закон и нужен. Чтобы права владельцев были закреплены и их не могли нарушить ни чиновники с папками, ни дяди с большими кошельками. С этой точки зрения должна быть и кадастровая оценка, и кадастровый учет, и государственная регистрация соответствующего права на объект. Если есть регистрация, то никакой дядя к тебе уже больше не придет. А если и придет, то он должен будет договариваться и выплачивать оговоренную сумму. Любой гараж, который является законным, который оформлен, снести можно только по договору и с соответствующей выплатой.
- Это по-прежнему будет доля в общей собственности у владельца или это будет уже его собственность?
- Если это гараж, то это его собственность.
- Помимо народных гаражей, есть, скажем, автостоянки под жилыми домами. Кто там будет хозяйничать и распоряжаться?
- Есть индивидуальные гаражи, это, допустим, бокс или просто строение, а есть гаражи многофункциональные, где много стоянок. Они также оформляются в собственность.
- Собственность чью - дома, управляющей компании, города?
- В собственность владельца. Граждане являются собственниками. Это может быть и юридическое лицо. И соответственно, им также присваивается кадастровый номер и происходит госрегистрация права. Но здесь многослойная структура, потому что, кроме дорог, которые внутри гаража, есть еще многоквартирный дом. И если владельцы машино-мест будут объединяться в гаражное товарищество , то это один вопрос. Если же нет, то они будут наряду с собственниками помещений внутри дома с собственниками квартир участвовать в общем собрании всех владельцев. Это очень тяжелая вещь и очень сложная, поэтому для владельцев машино-мест лучше, конечно, создавать товарищество собственников гаражей. В законопроекте детально прописаны процедуры создания и ликвидации товариществ и гаражных кооперативов, компетенция органов управления ими, права и обязанности членов.
- Есть немало обычных автостоянок - просто огороженные места на земле. Будут ли они учтены в новом законе?
- На земле - это отдельная история. Дело в том, что стоянки на земле на придомовой территории не могут быть в собственности граждан. Потому что придомовая территория входит в общее имущество многоквартирного дома и наряду с другим общим имуществом, как лестничные клетки, технические подвалы или крыша - это все является общей собственностью дома. В том числе и те места, что нарезают и очерчивают, они тоже являются общей собственностью и могут выделяться только в пользование.
- Это касается стоянок, которые на придомовой территории. Но есть и стоянки, которые город или поселок выделил вне дома...
- Такая стоянка может быть объектом. А могут быть и случаи, когда весь стояночный комплекс для многих машин просто сдается в пользование.
То есть какая-то компания построила такой гараж или стоянку и сдает места в аренду?
Павел Крашенинников: На месте города я бы стимулировал такие проекты и привлекал к ним инвесторов. В мире это популярно, есть огромные гаражные комплексы и в Европе, и в Азии, в Японии, они строятся в 20-30 этажей. Очень удобно, машин меньше на улице. Надо поддерживать это.
Как будут законодательно выглядеть новые инициативы, будут приняты поправки в Гражданский кодекс?
Павел Крашенинников: Первоначально это будут поправки в Гражданский кодекс и в Градостроительный кодекс. А на втором этапе - это системный закон, о котором мы и говорим, который уже внесен. Он называется "Закон о гаражах и гаражных объединениях", большой документ, который упорядочивает весь оборот этого имущества, в основном потребительского назначения. Для граждан очень важный закон.
Вы назвали ситуацию "гаражной амнистией". Она коснется народных гаражей?
- Прежде всего. Потом у нас есть очень много потребительских гаражных кооперативов. Они оплачивали паевые взносы, но у них тоже очень многое не оформлено, такие гаражи можно и нужно оформлять. А также определить правовое положение дорог, моек, зданий для правления и сторожек - есть же огромные гаражные кооперативы.
Чтобы перевести все в частную собственность, каждый человек должен пройти тот же путь, что и с дачными участками, то есть, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать?
- Да, любая недвижимость требует соответствующего оформления. Они могут оставить как кооператив, так и реорганизоваться в товарищество. Мы вот эту старую советскую систему потребкооперации в сфере недвижимости все-таки тоже указали в законе. И указали, потому что в Европе, допустим, те же ЖСК существуют. Если город захочет создать гаражный какой-то кооператив с привлечением средств граждан, то, на мой взгляд, это очень хорошее дело. И здесь можно деньги собирать не сразу, а строить, привлекая средства, допустим, 25 процентов или 30 от стоимости. Это первоначальный взнос. А затем в течение какого-то времени этот паевой взнос будет выплачиваться. При полной выплате паевого взноса лицо становится уже собственником.
Любой руководитель города заинтересован, чтобы создавать такие многофункционные, большие, многоэтажные стоянки для машин. С одной стороны, решается огромная городская проблема - будет стоять, например, пятьсот машин в каком-то одном месте. Это же здорово. С другой стороны, это инвестиции. Для жителей выгода - дороги рассасываются, облегчается движение по ним.
Некоторые говорят: зачем эти кооперативы, где надо выплачивать паевые взносы? Но в жилищной сфере все-таки кооперативы существуют, и они привлекают деньги. Часто власти, в том числе и в Москве, им помогают. Это, на мой взгляд, очень удобно. Для автолюбителей решается проблема, связанная с охраной собственности. Решается проблема и других людей, потому что на улицах и перед домами будет меньше машин, меньше вреда для экологии.
- Статистики утверждают, что население у нас живет все беднее. А как на улицу глянешь - от машин уже прохода нет. Пройти невозможно, не то что проехать. Чтобы упорядочить автостоянки, новым законом смогут воспользоваться предприятия, частные компании?
Павел Крашенинников: Конечно, предприятия, муниципалитеты, юридические лица - все в этом заинтересованы. У юридических лиц, особенно у крупных, у самих огромный парк, тоже выгодно, чтобы порядок был, и они знали, что их права закреплены.
Закон регулирует содержание, обслуживание, в том числе различных коммуникаций, вентиляции гаражей, там все будет прописано?
Павел Крашенинников: Да, и содержание, и противопожарные меры. Это комплексный, всеобъемлющий закон. Начиная с Российской империи и до нынешних времен ничего такого не было. Закон должен закрыть все вопросы по гаражам и их владельцам комплексно, а уж по жизни - будем добиваться, чтобы наши права не нарушались.