В Коми местная продукция со временем стала своего рода "локомотивом" по продвижению магазинов федеральных сетей. Свежие и уже завоевавшие доверие покупателя товары в приоритете. Об этом заявила первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Наталья Колбасюк, комментируя выход федеральных торговых сетей на рынок Коми и реализацию местной продукции в магазинах ритейлеров.
По ее словам, требования, которые предъявляются сетями к нашим производителям, достаточно высоки. Это связано и с упаковкой, и со штрих-кодированием, и с количеством, и с качеством продукции. Например, одно из условий - это то, что продукция должна быть на паллетах, специальных приспособлениях, используемых для оптимизации погрузочно-разгрузочных работ.
"Мы знаем ситуацию, когда один из заводов Сыктывкара не сразу смог подписать контракт с торговой сетью по этой причине, а затем приобрел специальное оборудование и наладил с этой сетью взаимовыгодное сотрудничество. Другие производители поработали над качественной упаковкой изделий — и это тоже сработало в плюс. Одним словом: те наши производители, которые хотели бы сотрудничать с крупными сетями, стремятся усовершенствовать свою работу", - сказала Н.Колбасюк.
Она также отметила, что у представителей профильных ведомств сегодня есть понимание с представителями торговых сетей во многих вопросах. Например, по инициативе торговых сетей ведутся переговоры о возможности открытия магазина в магазине (“Shop in shop”). Речь о продаже в отдельном помещении местной продукции — это может быть охлажденное мясо или хлебобулочные изделия.
Напомним, сегодня в Коми работают четыре сети розничной торговли, это, так называемые, магазины у дома.
По словам специалистов Минсельхозпрода Коми, наличие сразу нескольких крупных сетей — это, прежде всего, развитие здоровой конкуренции на рынке продовольствия Коми. С представителями всех торговых сетей заключены соглашения. Второй немаловажный плюс прихода в регион федеральных сетей — это помощь нашим товаропроизводителям. "Магазины у дома" берут довольно большие объемы продукции, и в будущем тому же фермеру либо предприятию не приходится самостоятельно искать рынки сбыта. В этом отношении профильные аналитики в Коми даже прогнозируют рост. Например, "Пятерочка" в этом году планирует открыть в республике ориентировочно порядка 50-60 магазинов, причем речь не только о Сыктывкаре, но и о других муниципальных образованиях. Проблема сбыта продукции будет снята с повестки дня.
Федеральные торговые сети выдвигают высокие требования как к самому качеству товара, так и к его упаковке, а также к срокам и условиям его доставки. "Такие вопросы всегда лучше обсудить при личной встрече, и радует, что топ-менеджеры торговых сетей всегда приезжают на них", - отмечают специалисты Минсельхозпрода РК.
Как рассказал "Комиинформу" директор Волго-Вятского дивизиона (в него входит Республика Коми) торговой сети "Пятерочка" Дмитрий Груданов, в Волго-Вятском дивизионе у компании порядка 1000 поставщиков. "К каждому поставщику предъявляются самые высокие требования по качеству поставляемой продукции. Для нас самым важным было и остается, чтобы наш покупатель остался доволен процессом похода в магазин и приобретенными у нас товарами, и, конечно, чтобы он вернулся к нам впоследствии. Cегодня благодаря наличию и развитию федеральных торговых сетей российские региональные производители получают возможность реализации своей продукции в едином торговом пространстве, а потребители получают широкий ассортимент качественной продукции.
Все это становится возможным благодаря стремительному развитию современной торговли с ее логистической инфраструктурой и прочими возможностями. Стремление к сотрудничеству с федеральными торговыми сетями со стороны региональных производителей является также важным мотивирующим фактором для повышения качества и конкурентоспособности региональной продукции, так как торговые сети предъявляют очень высокие требования к качеству и узнаваемости продукции. Но в итоге на полках покупатели видят только самые качественные и свежие продукты", - отметил он.
О своем опыте работы с Х5 рассказал коммерческий директор по развитию компании "Усть-Сысольский майонез" (Республика Коми) Сергей Сафаров.
"С Х5 мы работаем с ноября 2015 года, то есть около шести месяцев. Зайти в сеть было достаточно просто, они изначально делали акцент на продукцию местных товаропроизводителей.
Благодаря этому мы увеличили сбыт нашей продукции (майонез) примерно на 14 %, это очень хороший показатель. К тому же, у этой сети удобная локация, соответственно, поток людей в магазинах всегда высокий. Магазины – просторные, светлые, а продукт находится в свободном доступе для покупателя.
Отмечу, что продавать свой продукт в таком универсаме – престижно. К нам стали относиться на рынке более предпочтительно, поскольку знают, что у Х5 строгие требования к поставщикам - только качественное и свежее.
Кроме того, сейчас благодаря Х5 мы планируем зайти в соседние регионы: в Архангельскую и Вологодскую области. Уже ведем переговоры с руководством сети на эту тему", - заявил собеседник агентства.
Не стоит забывать и о еще об одном нюансе: федеральные сети вносят свою лепту в программу импортозамещения как в России в целом, так и в Республике Коми в частности. Сейчас по Коми самый высокий уровень самообеспеченности по мясу —35-36%. По другой продукции — от 24 до 28 %.
Врио главы Республики Коми Сергей Гапликов поставил перед правительством Коми задачу — нарастить объемы самообеспечения в Коми продукцией собственного производства, так что в любом случае этот процент будет увеличиваться.
Специалисты уверены: пришедшие работать в Сыктывкар и другие муниципалитеты Коми торговые сети послужат своего рода стимулом для работающих в Коми производителей. На днях стало известно, что X5 RetailGroup заявила об увеличении количества поставщиков – в 2015 году у Х5 появилось 800 новых поставщиков, общее количество - превышает 6000 по регионам присутствия.