Изменить федеральное законодательство и вернуть полномочия, касающиеся дорог, на уровень сельских поселений призвал руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко. Речь об этом шла на заседании президиума Госсовета Коми.
По его словам, в районе 18 поселений: 461 километр дорог общего пользования, из них — 132 километра от носятся к муниципальному уровню. Кроме того, 254 километра улично-дорожной сети.
"На ремонт дорог общего пользования району выделяется 55 млн. рублей в год, которые мы тратим на ремонт, содержание и безопасность дорог. В частности, в этом году планируем переоборудовать пешеходные переходы, в том числе оснастить их светофорами и другое. Будет затрачено порядка 1,5 млн. рублей, хотя в этих местах проезжает максимум 50 машин в день", - сообщил он.
С 1 января 2015 года полномочия, касающиеся дорог, относятся к муниципальным районам. До этого сельские поселения содержали улично-дорожную сеть, используя все нормативные правила по благоустройству. А благоустройство относится к сельским поселениям, а потому они содержали, чистили, устанавливали знаки, контролировали дороги летом и особенно зимой.
"Глава поселения знает все свои закоулки и может оперативно влиять на состояние того или иного участка. С 2015 законодательство изменили, чем "расслабили" глав поселений и дали им возможность отказаться от этих полномочий. Теперь вся ответственность за все переулочки и тропинки перешла на районную власть, - посетовал он. - Сельские поселения до настоящего времени все равно принимают решение своими советами, утверждают реестр объектов и они они обозначают улично-дорожную сеть как улицу жилой застройки. Тем самым сами поселения разграничили эти улицы с автодорогами местного значения".
В то же время, по его словам, сложившаяся практика по судебным решениям за 2015 год показала, что данная улично-дорожная сеть сельских поселений является частью транспортной инфраструктуры и является дорогой. Соответственно, надзорные органы и другие профильные организации обязывают районную власть заниматься этими дорогами в соответствии с классификатором и требованиями, как если бы это была высокоскоростная трасса. А на один километр улицы, чтобы из нее сделать дорогу, необходимо 10 млн. рублей.
Непомерное дорогой для властей и процесс инвентаризации дорог. Присутствующие привели пример, когда инженер одним росчерком пера может создать проблему. К примеру, признает участок дворового проезда либо сельской грунтовки дорогой, а затем ГИБДД требует приводить его в нормативное состояние. В этой части с выступавшими согласился и руководитель администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан. Однако в отношении того, чтобы вернуть полномочия по дорожной деятельности на уровень поселений, он парировал: "Практика, которая происходит, уже разделила дороги и улицы. И работа с муниципальным дорожным фондом должна остаться на уровне района".
Председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета РК Дмитрий Шатохин поддержал руководителей района в той части, что крайне необходимо определиться с понятийным аппаратом, прежде всего, на федеральном уровне:
"Наши федеральные коллеги должны четко разъяснить, что считать дорогой, а что переулком в жилой зоне. В ведении района должны остаться лишь крупные дороги, а за администрациями поселений – дворовые проезды. Мы будем держать этот вопрос на контроле. Проведем на эту тему совещание с участием всех заинтересованных сторон и, если потребуется, будем выходить на федеральный уровень".