Артисты театра оперы и балета Коми вернулись с гастролей по Великобритании.
Как рассказал сегодня на пресс-конференции директор театра Дмитрий Степанов, в рамках пятилетнего контракта с продюсерской компанией "Amande Concerts Ltd" с 30 января по 8 марта труппа ездила в Великобританию с оперой Дж.Пуччини "Чио-Чио-сан". Это уже шестые гастроли театра в Британию и четвертые для оперной труппы. Ранее артисты представляли на английских площадках оперы "Кармен", "Травиату" и "Риголетто".
В гастролях принимали участие солисты театра, хор, оркестр и работники цехов - всего 64 человека. За месяц артисты исполнили "Чио-Чио-сан" 31 раз в 29 городах, в том числе в Лондоне, Стаффорде, Ньюкасле, Челтнеме и Линкольне.
Новый главный режиссер театра Илья Можайский, приехавший в Сыктывкар незадолго до отъезда труппы на гастроли рассказал о том, с какими сложностями столкнулись артисты при подготовке.
"Английская сторона попросила сделать новое оформление, поскольку в театре эта постановка не шла уже очень давно - постановку пришлось восстанавливать. После изготовления новые декорации сразу же уехали в Великобританию, поэтому артистам пришлось работать вслепую, без реквизита - это было достаточно непривычно. Сложность заключалась еще и в том, что все артисты приезжали на репетиции в разное время, поскольку не все постоянно живут в Сыктывкаре. Несмотря на это, все справились со своими задачами очень достойно, что очень важно, поскольку зарубежный зритель не делит театры на провинциальные и столичные - это, прежде всего, российская оперная школа. Поэтому на артистах была большая ответственность", - отметил И.Можайский.
Он также добавил, что для большинства исполнителей материал был совершенно новый, поэтому зачастую приходилось разбирать с ними каждый такт. И кропотливая работа принесла хорошие результаты.
"Я увидел огромный рост исполнительского мастерства - для меня это главный итог поездки", - подчеркнул главный режиссер.
По словам главного дирижера театра Азата Максутова, публика принимала артистов очень тепло, на большинстве спектаклей были полные аншлаги без свободных мест.
"Принято считать, что английский зритель очень сдержанный в выражении эмоций, но мы видели слезы на глазах людей - так они переживали за главную героиню. Один раз в театр даже вызывали скорую помощь. Спектакль по эмоциональному воздействию, действительно, очень сильный. Даже я сама несколько раз плакала в сцене, когда у Мадам Баттерфляй забирают ребенка, поскольку в этот момент вспоминала о своем маленьком сыне", - рассказала исполнительница партии Сузуки, певица Галина Маликова.
Исполнитель партии Шарплеса Андрей Ковалев так сильно вжился в роль, что сам чуть несколько раз не расплакался в сцене с ребенком.
По словам главного хормейстера театра Натальи Масановой, мальчика, который по сюжету должен выходить на сцену в спектакле, искали на месте.
"Детей было много, и каждому приходилось объяснять, что от него требуется. В большинстве случаев все проходило гладко, но были и казусные ситуации. Так, один мальчик категорически отказался выходить на сцену, и главной героине пришлось петь в пустоту. В следующем акте папу ребенка одели в кимоно, загримировали, и только тогда ребенок вышел на сцену. Еще на одном спектакле маму второго ребенка тоже пришлось загримировать под одну из служанок", - рассказала Н.Масанова.
Как отметила главный хормейстер, уникальность этих гастролей в том, что они дали возможность артистам исполнить одну и ту же партию десятки раз, что практически невозможно в обычной жизни.
"Зачастую артисты за всю жизнь исполняют одну и ту же партию не более пяти раз, в этом же случае, например, партию Мадам Баттерфляй Ольга Георгиева исполнила 16 раз, а Елена Аюшева 15 раз. И с каждым разом исполнение было все лучше и лучше", - подчеркнула она.
Как отметил А.Максутов, критики высоко оценили работу артистов и саму постановку. В частности, критик из газеты "The Guardian" отметил сильные голоса вокалистов и тщательную проработку материала.