Депутаты Печорского района и его сельских поселений пребывают в большом волнении: многие из них не хотят раскрывать сведения о своих доходах и расходах, как того отныне требует от них закон, пишет "Республика".
Обязанность, а не право
Народные избранники Печоры работают на непостоянной основе и в большой своей массе являются индивидуальными предпринимателями, поэтому опасаются, что раскрытие подобных сведений скажется на их благополучии и реноме. Однако подавать декларации теперь прямая обязанность не только чиновников всех уровней, но и депутатов, иначе придется расстаться с мандатом. Разъяснения по этому поводу печорцы и их коллеги из всех муниципалитетов республики получили в ходе семинара-видеоконференции, организованной региональным парламентом в рамках деятельности Совета руководителей советов Республики Коми.
Как пояснила начальник республиканского управления государственной гражданской службы Ольга Осипова, законодательство о противодействии коррупции постоянно меняется, и в соответствии с последними такими изменениями задекларировать свои доходы и расходы отныне обязаны и все депутаты муниципального уровня. Причем декларацию за 2015 год им надо успеть подать до 1 апреля. Затем еще месяц, до 1 мая, дается на то, чтобы внести в отчеты поправки и уточнения. Доверить сбор, проверку и хранение декларационных справок можно либо специально образованной комиссии представительного органа власти, либо кадровой службе администрации. Последний вариант, по мнению Ольги Осиповой, лучше, поскольку у кадровиков уже есть опыт по заполнению и мониторингу финансовых отчетов чиновников.
Если же до 1 апреля кто-то из депутатов не представит справку о доходах и расходах, совет муниципального образования вправе рассмотреть вопрос о прекращении полномочий этого народного избранника.
Видимо, это не вполне внятное "вправе" и ввело в заблуждение печорских депутатов. В ходе видеосеминара от их имени выступила представитель администрации Печоры, сообщившая, что местные народные избранники отказываются предоставлять сведения, поскольку это их право, а не обязанность. Депутаты-предприниматели опасаются, что их могут, например, обвинить в некой заинтересованности при голосовании за то или иное решение совета. Поэтому они даже готовы выйти из состава депутатского корпуса, чем декларировать свои доходы. Сотрудники администрации района в свою очередь опасаются, что это приведет к параличу органов исполнительной власти муниципалитета.
Ольга Осипова пояснила, что разбираться, имеет ли место конфликт интересов в деятельности депутатов-предпринимателей, нужно в каждом конкретном случае. Но ведь потому перед принятием бюджета муниципального образования и проводятся общественные слушания, чтобы все жители знали, из чего он складывается, каковы планы приватизации и аренды, а все контракты заключаются на конкурсной основе. Но, как бы то ни было, за непредоставление сведений или за неверные сведения депутату придется распрощаться с мандатом народного избранника.
Представитель администрации поселка Каджером спросил: "Где должны храниться справки о доходах и расходах депутатов, не на дому ли у кого-то из членов комиссии?"
– У вас же в сельском поселении есть здание администрации – храните там. Домашний адрес – точно не место для хранения таких документов. Вообще эффективнее уполномочить заниматься сбором деклараций кадровую службу, – посоветовала начальник управления государственной гражданской службы.
Но тут снова к разговору подключилась представитель печорской администрации, посетовавшая, что у них в штате всего один специалист по противодействию коррупции, на которого возложены обязанности по сбору сведений у муниципальных служащих и учреждений. Сейчас добавляется работа по сбору деклараций от депутатов. При этом отдельного сейфа для хранения депутатских справок в администрации нет. Возможно ли возложить эти функции на орготдел совета района, поинтересовалась чиновница.
Ольга Осипова повторила, что сбором деклараций может заниматься и специально назначенная представительным органом власти комиссия.
– Купите им сейф и поставьте, чтобы в нем отдельно хранились справки депутатов, – предложила она.
Был задан также вопрос, могут ли депутаты, работающие в советах муниципальных образований на постоянной основе, заниматься предпринимательством. Выяснилось, что совмещать штатную работу в органе представительной власти депутат может только с преподавательской, научной и творческой деятельностью и только по разрешению комиссии.
Иначе может лишиться депутатских полномочий по статье "Утрата доверия".
Особо участники семинара обсудили сроки подачи деклараций и нюансы по сбору подтверждающих справок. Дело в том, что подготовка справки о доходах, состоянии всех счетов, всех кредитов, начислении процентов занимает целый месяц. Заявка о предоставлении полных данных отправляется местным отделением Сбербанка в единый центр, который расположен в Томске. Поэтому заниматься сбором подтверждающих документов лучше заблаговременно. Кроме того, как напомнила Ольга Осипова, в декларации следует указать все имущество, зарегистрированное в соответствующих органах. Даже давно утонувшую лодку или разобранную на металлолом машину, если они до сих пор числятся в базах ГИМС и ГИБДД.
На вопрос воркутинских депутатов, имеют ли они право на ошибку в декларации, начальник управления государственной гражданской службы сообщила, что действительно такой размер определен. Методическими рекомендациями минтруда ошибку в данных до 10 тысяч рублей следует считать незначительным проступком.
Взаимодействие пробуксовывает
Следующая рассмотренная на семинаре тема – пробуксовка с составлением протоколов об административных правонарушениях. Напомним, с 1 января 2016 года эти функции возложены на должностных лиц органов местного самоуправления, которые при этом обязаны взаимодействовать с сотрудниками МВД.
Как должно быть выстроено это взаимодействие, можно проследить на простом житейском примере. Скажем, гражданину мешают ночью заснуть пьяные шумные соседи, которые и не собираются расходиться. Чтобы это прекратить и наказать нарушителей тишины и покоя, он должен вызвать наряд полиции. Приехавшие правоохранители разбираются в ситуации, фиксируют факт противоправных действий, после чего направляют материалы дела в муниципалитет, где уполномоченное лицо обязано составить административный протокол и направить его мировому судье для принятия решения.
Напомним, раньше всем этим занимались административные комиссии, но их сейчас в очередной раз отменили.
Между тем предписанный новым законом алгоритм действий пока не заработал в полной мере, о чем свидетельствует статистика, приведенная в докладе начальника управления организации общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления МВД Коми Алексея Осташева. Он сообщил, что за два месяца текущего года сотрудниками органов внутренних дел было выявлено более 2,5 тысячи административных нарушений. Все эти материалы были направлены в органы местного самоуправления для составления административных протоколов. Но на 1 марта составлено всего 417 протоколов (из них 259 исков – за нарушение тишины и покоя, 147 – по нахождению несовершеннолетних ночью на улице). В суды же направлено и того меньше – 295 административных протоколов, а рассмотрено лишь 104 иска. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности составляет всего три месяца и мировые судьи из-за сильной загруженности не успевают рассматривать дела, многие нарушители избегают административной ответственности. Словом, как констатировал Алексей Осташев, юридический рычаг в отношении асоциальных личностей пока не работает так, как надо. В результате растет количество жалоб от граждан.
Чтобы наладить эту работу, в декабре прошлого года МВД обратилось с инициативой ввести в администрациях муниципалитетов дополнительные должности. Ведь объем работы у уполномоченных лиц огромный. Надо не просто составить административный протокол, а соблюсти все процессуальные нормы – надлежащим образом уведомить нарушителя, направить ему копии протокола, если этот документ был составлен в его отсутствие, своевременно направить материалы в суд, отслеживать уплату штрафов, вести учет административных правонарушений, чтобы фиксировать повторные нарушения.
В свою очередь муниципалы высказали встречные претензии: участковых уполномоченных не хватает, часто на несколько поселений всего один сотрудник, и дожидаться, пока он приедет по вызову, приходится очень долго – не часы, а дни. Сложности возникают и с совместным выездом на место происшествия участкового уполномоченного и представителя администрации, чтобы составить протокол. Отвечая на эти вопросы, Алексей Осташев заверил, что при поступлении сообщения о правонарушении участковый обязан выехать на место и выяснить все обстоятельства дела. А чтобы согласовать действия работников администрации и полиции, полезно организовать рабочую встречу и на ней все обговорить – в какой кабинет надо направлять нарушителя для составления протокола, указать номер телефона, по которому тот мог бы обратиться в случае, если не может по уважительной причине прийти в назначенное время.
Со своей стороны МВД подготовило методические материалы, которые должны помочь наладить эту работу.
К преобразованиям готовятся заранее
Третьим вопросом повестки дня совещания стала реализация положений статьи 13 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части объединения сельских поселений на территории Республики Коми.
Как проинформировала начальник отдела правового обеспечения управления по развитию территорий администрации главы Коми Марина Козлова, речь идет о преобразовании поселений с численностью населения менее 300 человек. Таких поселений в республике 26. Как минимум порядка 11-12 законопроектов об объединении малых поселений с более крупными может появиться в текущем 2016 году. Сегодня два законопроекта уже находятся на рассмотрении в Госсовете Коми, один направлен на дачу заключения главе региона и еще три законопроекта в стадии подготовки.
Работу с населением необходимо проводить заблаговременно, объяснять людям, что после объединения власть в их поселении останется и будет представлена необходимыми специалистами, будут открываться удаленные места многофункциональных центров.
Что касается даты голосования по вопросу преобразования поселений, то рекомендуется сделать привязку к единому дню голосования в России, который в 2016 году перенесен на третье воскресенье сентября.
Валерий Козлов, глава Сыктывкара, председатель совета столицы Коми:
– Представление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является мерой профилактики коррупции. Деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представлением интересов граждан, поэтому соответствие антикоррупционным требованиям является неотъемлемым условием их особого статуса.
Еще на этапе выдвижения кандидаты в депутаты представляют в избирательную комиссию информацию о своих доходах, чтобы быть открытыми для населения и в имущественном плане.
Для депутатов совета Сыктывкара в ближайшее время пройдет обучающий семинар по заполнению декларации. Специалисты аппарата совета расскажут народным избранникам основные правила предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предостерегут от ошибок и расскажут о нововведениях в антикоррупционном законодательстве.
Владимир Анищик, глава муниципального района "Печора", председатель совета Печорского района:
– Естественно, никто из депутатов не горел желанием подавать декларацию, поскольку процедура эта для многих новая. Волнение людей понятно, ведь для сбора всех необходимых документов дается очень маленький срок. Депутатов о необходимости подготовить отчет о доходах и расходах я уведомил только на комиссиях и на заседании совета в конце февраля, а запросы в Сбербанке обрабатываются в течение 30 дней, поэтому кто-то может не успеть подготовить декларацию в указанные сроки.
У предпринимателей срок подачи отчетов в налоговые органы до конца апреля, все привыкли тянуть до последних дней, а здесь, оказывается, надо все документы подготовить до конца марта. Правда, еще месяц дается на уточнение.
Что касается заявлений о том, что некоторые депутаты якобы готовы сложить с себя полномочия, лишь бы не отчитываться о своем имуществе, то лично я о таком не слышал.
Процедура, куда и кому сдавать такие документы, как их будут проверять, у нас пока еще не определена. Специалист, прошедший соответствующее обучение, у нас в администрации Печоры один, и он занимается приемкой документов от госслужащих. А если еще добавить депутатские корпуса двух с оветов – городского (14 народных избранников) и районного (30 депутатов), то работы кадровику значительно прибавится. Возможно, придется создать специальную комиссию с привлечением общественности, чтобы она занялась этой работой.