Новости Республики Коми | Комиинформ

Педагоги считают, что их кинообразы подрывают авторитет профессии

Педагоги считают, что их кинообразы подрывают авторитет профессии
Педагоги считают, что их кинообразы подрывают авторитет профессии
logo
Педагоги считают, что их кинообразы подрывают авторитет профессии
Кадр из кинофильма "Училка"

Сегодня в Сыктывкаре открывается республиканский форум "Образование. Государство. Общество", на котором около тысячи педагогов, родителей, общественников и учеников будут искать ответы на вопросы о роли учителя, плюсах и минусах сегодняшнего образования и решать глобальные проблемы, связанные с вызовами современности. Между тем, именно в эти дни Ассоциация молодых учителей России направила кинематографистам открытое письмо, о чем написала "Российская газета". "Комиинформ" публикует его полностью.

"Стране нужны фильмы и телепередачи, прославляющие профессию учителя, - говорится в нем. - Без положительного информационного фона, без хорошего кино про молодого современного педагога мы потеряем то доброе и светлое, что связано с нашими детскими воспоминаниями о школьных годах, потеряем богатейшее наследие... и нам сложно будет с уверенностью смотреть в будущее". В рядах "негатива" названы сериал "Школа", фильмы "Географ глобус пропил", "Училка", "Физрук", "Горько!". "Россия не может развиваться под аккомпанемент подобных произведений!" - утверждают учителя.

Учителя правы: под такой аккомпанемент никакая страна развиваться не может - люди на экранах собачатся и базарят, как в "Школе", беспробудно пьют, как в "Горько", хватаются за пистолет, как в "Училке", - отходы жизни заполнили все пространство экранов.

Учителя неправы: чтобы стране развиваться, нужно лечить язвы, а чтобы лечить, нужно их видеть. Общество должно смотреть на себя трезвыми глазами хирурга - стало быть, нужен и "Географ" с его недоучившимся учителем, и "Левиафан" с его коррумпированным пастырем, и "Класс коррекции" - о нашей глухоте к бедам тех, кто на нас не похож. Как была нужна и стала вехой в кино история о искалеченных судьбах в "школьных" фильмах "А если это любовь?" Райзмана и "Вам и не снилось..." Фрэза. Или предтеча "Училки" - попавшая в плен к ученикам "Дорогая Елена Сергеевна" Рязанова. Они тоже пытались пробудить нас от спячки, открыв глаза на жесткие проблемы жизни. Но согласимся, что плох хирург, не верящий в успех операции, - и те пилюли были целительными, хоть и горькими. Их отличие от нынешних опусов не в предмете рассказа и не в трезвом взгляде на реальность, а в том, что они укрепляли веру человека и общества в самих себя.

А после "Школы" хочется навсегда забыть о любой школе, а после "Училки" ни одной училке уже не поверишь, а после "Горько" реально хочется напиться - просто чтобы не быть белой вороной в вечно бухающей стае. Мы легко объявляем враньем и пропагандой любой позитив - и "Повесть о настоящем человеке" сменилась унылой коллекцией людских мерзостей. Кино стало даже не черно-белым, а просто - черным, мрачным, беспросветным. Оно само разучилось быть Учителем. Открытое "менторство", как в блестящем фильме "Чужие письма", - это теперь ругательство, хуже черной оспы. Гоголевский завет о театре как кафедре, с которой толпе читается живой урок, не просто забыт, но и высмеян. И поколение режиссеров выросло в уверенности, что единственная задача кино - неустанно вскрывать язвы, все вокруг заливая кровью и гноем, а декларированная Пушкиным цель "чувства добрые пробуждать" давно потеряла актуальность.

Вот так и мечемся в противоречиях и всегда требуем крайностей, не зная золотой середины. А в реальности любой стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст - и все зависит от точки зрения. Точкой зрения, авторской позицией, думаю, и озабочены учителя. Возлагая на кино часть ответственности за падение престижа своей профессии, они правы: нельзя делать фильм о школе, ее сызмальства ненавидя, как это случилось с пресловутым сериалом. Беря на прицел дурное, почему не заметить хорошее - хотя бы для драматургического противовеса, как всегда бывает в жизни? В конфликт с тупыми коллегами вступали герои "Доживем до понедельника" и "Большой перемены". В одном из новых районов Екатеринбурга я видел школу, ученикам которой можно позавидовать: такие у них условия, такие у них учителя, - все это есть в реальности. Но у нас опять торжествует теория бесконфликтности, только уже не лучшее воюет с хорошим, а одни гопники, возясь в своей блевотине, мутузят других. Торжествуют коммерческие поделки типа "Выпускного" или "Физрука". Решили снять ремейк испанского сериала "Физика или химия" - и сразу пошла другая мера уважения людей школы друг к другу, другой уровень цивилизации. Но оборвали на половине - перепугались: там нет чернухи, но есть всегда сложная правда. Какова жизнь - таково и кино? Первична жизнь - кто спорит! Но с появлением искусств, способных менять массовое сознание, - кино и ТВ - эта истина уже не так абсолютна. Это почти век назад доказано опытом и советского кино, и Голливуда: оба формировали массовые представления о плохом и хорошем. И я бы не стал отмахиваться от пионерски сформулированного, но по сути серьезного письма учителей, которые, в отличие от нас, о Гоголе с Пушкиным помнят не только в дни больших юбилеев.