Новости Республики Коми | Комиинформ

Ижемцы планируют восстановить главный храм района

Ижемцы планируют восстановить главный храм района
Ижемцы планируют восстановить главный храм района
logo
Ижемцы планируют восстановить главный храм района
Фото Артура Артеева, Полины Романовой

Над старинным селом Ижма возвышается необычный купол старинного храма Преображения Господня. Его очертания отлично видны с противоположного берега реки. Открытый в далеком 1828 году храм считается архитектурным символом района. Но сегодня он пуст и заброшен. Наверное, в селе осталось немного старожилов, помнящих былую красоту древней церкви – ведь ее закрыли еще в конце тридцатых годов прошлого века. И вот сейчас, по мнению общественности и властей района, назрел момент восстанавливать ее былое величие, пишет "Республика".

Помощь храму может быть разной. Можно перечислять средства на его восстановление, можно стать волонтером, применяя свои умения и навыки; можно рассказывать другим людям о храме. Если вы хотите стать волонтером, вам подберут подходящий вариант работы. Для этого необходимо написать на почту [email protected]. Сообщите, каким образом вы бы хотели помочь. Это может быть уборка территории или помощь другого рода. С вами обязательно свяжутся. Реквизиты для перечисления средств на восстановление храма можно узнать на сайте района.

3.JPG

В феврале в Ижме начал работу попечительский совет по восстановлению храма. Создание совета можно назвать одним из первых шагов к началу долгожданной реконструкции церкви. Правда, благодаря стараниям районного отдела культуры еще лет десять-пятнадцать назад удалось залатать дыры на крыше и закрыть выбитые окна. После этого сельчане несколько раз проводили субботники по уборке помещения церкви и прилегающей территории. Здание было, как говорится, "законсервировано". До этого в пустующую церковь мог зайти любой прохожий. Три года назад при содействии районной администрации были выполнены работы по ремонту кровли. Сейчас основная проблема, требующая немедленного вмешательства и немалых финансовых затрат, – это ремонт и реставрация купола.

– Сейчас состояние храма оценивается как аварийное – в любой момент он может обрушиться, – сообщил "Республике" председатель Межрегионального общественного движения коми-ижемцев "Изь-ватас" Николай Рочев. – Необходимо принимать срочные меры по реставрации сохранившегося исторического наследия. Поэтому и было решено создать попечительский совет, который будет привлекать благотворительные средства и контролировать выполнение работ по реставрации.

Руководителем попечительского совета назначен индивидуальный предприниматель Иван Артеев. Сопредседателями совета стали настоятель ижемской церкви отец Ярослав и руководитель районной администрации Любовь Терентьева. Ответственным секретарем выбрали председателя районного совета Татьяну Артееву. Также в совет вошли еще восемь представителей районной администрации и общественности. На каждого из них возложена ответственность за проведение конкретных задач. Первым делом члены совета создали сайт, на котором можно прочитать историю Преображенской церкви и узнать счет для перечисления благотворительных средств.

"То, что именно Преображенская церковь стала лидером по итогам опроса самого узнаваемого здания в нашем районе, говорит о том, что ижемцы гордятся своим храмом, ведь второго такого на всем Севере не было и нет. И только общими усилиями, в меру своих возможностей мы можем сделать так, чтобы церковь жила как можно дольше, оберегая наши окрестности от всех невзгод", – говорится в призыве к землякам.

11.jpg

Первая церковь в Ижме была возведена еще в семнадцатом веке. Но она сгорела во время пожара 1700 года. В 1728 году была возведена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом святого Ильи. Она тоже сгорела во время пожара. Удалось спасти только храмовую икону Преображения. Четыре раза сгорали ижемские храмы. Тем не менее в 1773 году ижемцы снова возвели деревянную Преображенскую церковь. И одновременно начали добиваться разрешения на строительство каменного храма. Его возведение началось в 1803 году (по другим данным, тремя годами позже) и закончилось в 1828 году. Строили на века – для крепости известку разводили на твороге. Храм был двухэтажный. Название

Преображенской церковь получила по главному престолу, расположенному в зимнем теплом нижнем этаже. Престол в летнем верхнем этаже назван в честь святого пророка Ильи.

Проект храма был заказан губернскому архитектору и утвержден духовной консисторией. Внутреннее убранство было красивым. Богатые ижемские купцы и оленеводы щедро жертвовали храму на иконы и украшения. Еще лет пятнадцать назад в разрушенном храме можно было увидеть высокий иконостас с позолоченной деревянной резьбой. Может, он сохранился и сейчас.

В тридцатых годах девятнадцатого века рядом с храмом возвели пятидесятиметровую каменную трехъярусную колокольню. На ней было восемь колоколов. Самый большой из них весил более двухсот пудов.

В советское время ижемский храм не избежал участи других православных церквей. К счастью, его не снесли, но колокольню разобрали. В начале 1937 года храм закрыли и передали красивое и добротное здание под склад сельского потребительского общества.

"Самое старое каменное здание на Ижме, да и во всем Печорском крае, – церковь села Ижмы. Здание кирпичное, оштукатуренное снаружи и внутри, междуэтажное перекрытие – балочное, по столбам, верхний храм бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Оконные проемы значительной величины, прямоугольные, с полуциркульным завершением, без отделки. Можно заключить, что перед нами произведение провинциального классицизма, но чем больше всматриваешься в здание, тем больше ощутима двойственность его облика: архитектурные идеи классицизма столкнулись здесь с традициями народного деревянного зодчества. На кровле водружен массивный восьмигранный деревянный световой барабан с крупной главой. Столь крупная глава с чешуйчатым покрытием неприемлема для классических построек, но естественна в деревянном зодчестве. При близком рассмотрении памятника барабан с главой представляются излишне грузными, но на удалении, благодаря своему завершению, постройка приобретает четко выраженный столпный силуэт.

Народные мастера при возведении здания дополнили по-своему проект архитектора-классициста. В целом получилось грузно, но внушительно. Ижемские оленеводы могли гордиться своим храмом – второго такого на всем Севере не было. Внутри храм был расписан стенной живописью. В верхнем помещении сохранился резной пятиярусный иконостас", – писал в 1970-х годах известный исследователь Русского Севера Генрих Гунн.

3.JPG

Рядом с храмом в 1862 году была построена деревянная пятиглавая Успенская церковь. В советское время в ней находился сельский клуб. После постройки нового Дома культуры здание пустовало, а в середине 1990-х сгорело во время пожара. В 2009 году с другой стороны Преображенского храма возвели новое деревянное здание Успенской церкви. Она и стала сейчас главной церковью райцентра.

С древним храмом связаны легенды и предания. Два года назад на районной конференции школьников прозвучали доклады, посвященные храму. Старшеклассница из Ижмы Мария Канева со своим научным руководителем Ольгой Каневой изучила легенду постройки Преображенской церкви. По рассказу Татьяны Филипповой, жительницы Ижмы, которой об этом в свое время рассказала ее бабушка Анна Николаевна, место для постройки церкви на берегу Ижмы было выбрано не случайно. На то место причалил плот с иконой

Преображения Господня, спущенный на воду мохченцами. Икона чудным образом не пострадала. Сельчане решили, что икона должна продолжить свой путь, и на плоту отправили вниз по заводи. Но плот поплыл против течения, и икона вновь причалила к берегу в том же месте, где и в первый раз. Ижемцы восприняли это как божий знак и решили построить каменный храм недалеко от того места, куда приплыла икона.

По другой легенде от храма к берегу тянулись подземные ходы. Они также связывали весь ансамбль церковного комплекса. Но никаких документальных свидетельств этого не сохранилось. Хотя старожилы вспоминают, как во время постройки здания районной администрации (в нескольких метрах от древнего храма) был обнаружен подземный ход. Чтобы проверить, куда он ведет, в него спустили собаку. Животное буквально исчезло в подземелье. Не дождавшись животного, строители от греха подальше засыпали ход. До закрытия храма во время весеннего половодья на берег из каких-то тайных нор выходили полчища гигантских крыс. Сельчане были уверены, что хорошо упитанные крысы вылезают из подземных церковных ходов и хранилищ. Так или иначе большинство ижемцев убеждены, что подземные ходы под храмом существовали.

  Ключевые слова: храм