Новости Республики Коми | Комиинформ

Прокурор Коми призывает правоохранительные органы чаще использовать в качестве меры пресечения домашний арест и залог

Прокурор Коми призывает правоохранительные органы чаще использовать в качестве меры пресечения домашний арест и залог
Прокурор Коми призывает правоохранительные органы чаще использовать в качестве меры пресечения домашний арест и залог
logo
Прокурор Коми призывает правоохранительные органы чаще использовать в качестве меры пресечения домашний арест и залог
Фото Ирины Кнутас

Заключение под стражу должно избираться только при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Об этом заявил прокурор Коми Сергей Бажутов на коллегии ведомства вчера, 28 января.

Как отметил С.Бажутов, число арестованных увеличилось в 2015 году сразу на 37% - с 1279 до 1763. Наиболее существенно возросло число заключенных под стражу в ходе досудебного производства по делам следственных органов УФСКН на 104% (с 61 до 125) и МВД на 45% (с 852 до 1236), а также подразделений дознания МВД на 69% (с 69 до 117). По подразделениям Следственного Комитета и ФСБ количество арестованных сократилось.

Отчасти это происходит в результате повышения активности правоохранительных органов, подчеркнул прокурор. Так, общее количество привлеченных к уголовной ответственности лиц в сравнении с 2014 годом увеличилось более чем на тысячу или с 10936 до 11975; число заключенных под стражу в ходе предварительного расследования по делам о коррупционных и экономических преступлениях возросло на 59%, по делам о незаконном обороте наркотиков на 79%, а по делам о преступлениях организованных групп на 185%.

DSC_3690-01.jpg

"Однако более глубокое изучение ситуации приводит к выводам о наличии негативных тенденций и неисполнении органами расследования всех требований УПК при избрании этой меры пресечения", - заявил С.Бажутов и привел статистику.

Так, в прошедшем году число взятых под стражу подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести увеличилось на 29% (с 380 до 490). Более чем в полтора раза количество заключенных под стражу лиц по делам этих категорий произошло в Ухте, Воркуте, Сосногорске, а также в Усть-Вымском и Прилузском районах.

Еще более резкого увеличения количества арестованных не произошло из-за правильной позиции надзирающих прокуроров, которые не поддержали ходатайства следователей в судебных заседаниях и отказали дознавателям в даче согласия на возбуждение таких ходатайств. Количество лиц, не попавших в связи с этим под стражу, увеличилось в течение года на 71% - с 49 до 84.

В Сыктывкаре, Инте, Печоре и Усинске прокуроры в 10 случаях не согласовали ходатайства дознавателей органов внутренних дел о заключении под стражу по преступлениям небольшой и средней тяжести, в результате чего вопрос об избрании данной меры пресечения перед судом не ставился, хотя в 2014 году таких отказов не было.

DSC_3694.jpg

Однако в остальных городах и районах республики прокуроры данное полномочие не использовали, в том числе в Ухте, где число согласованных ходатайств дознавателей о заключении под стражу за год выросло более чем в 4 раза – с 8 до 34, и в Эжвинском районе Сыктывкара, где оно возросло более чем в 3 раза – с 5 до 18.

В результате суды отклонили 114 или на 29% больше ходатайств следователей и дознавателей о заключении под стражу, особенно в городах Ухте, Воркуте, Инте и Усинске.

Так, Ухтинским судом в соответствии с позицией прокурора отказано в заключении под стражу лица, похитившего имущество на 13 тысяч рублей, поскольку доводы следствия о необходимости избрания такой меры пресечения не подтвердились – обвиняемый не судим, постоянно проживает в городе, дал явку с повинной, а впоследствии – показания об обстоятельствах совершения преступления.

"Приведённые примеры свидетельствуют о том, что не во всех случаях органы расследования правильно устанавливают обстоятельства, необходимые для принятия решения о заключении под стражу. Существующая практика требует незамедлительного изменения, более вдумчивых и взвешенных подходов, но без ущерба для достижения целей уголовного судопроизводства.

"Выход видится в активном применении таких мер пресечения, доказавших свою эффективность, как домашний арест и залог. Нарушение условий домашнего ареста фиксировалось в 5 случаях за год, но лица не скрылись и мера пресечения изменена на заключение под стражу. Фактов нарушения залога в республике не имеется", - сказал С.Бажутов.

DSC_3672-1.jpg

В 2015 году домашней арест избирался на стадии предварительного расследования в отношении 121 лица, или в два раза чаще, чем годом ранее. По линии следствия и дознания МВД рост применения данной меры пресечения составил только 27%, при том, что в отношении 25 из 78 человек домашний арест избран по инициативе суда при отклонении ходатайств о заключении под стражу. Залог как мера пресечения в истекшем году применен лишь в отношении двух обвиняемых, а в 2014 году – в отношении одного.

"Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к надзорной деятельности. В связи с этим требую от отраслевого управления взять её на постоянный контроль, провести проверки по фактам неисполнения требований закона и приказов генерального прокурора с решением вопроса об ответственности допустивших нарушения должностных лиц", - заключил прокурор.

  Ключевые слова: прокуратура коми