В конце декабря прошлого года Зюзинский районный суд Москвы вынес решение по иску жителя Ухты Сергея Черкасова, который требовал возврата своих денег, списанных с его счета и перечисленных некоему жителю Москвы – без всяких оснований. Точнее, основание было – решение суда. Но проблема в том, что задолжал москвичу совсем другой человек, полный тезка ухтинца. О своих долгих поисках истины Сергей Черкасов рассказал "Республике".
В банк ухтинец ходил не слишком часто, поэтому до поры до времени и не подозревал, что его счет неожиданно уменьшился более чем на полсотни тысяч рублей. В марте прошлого года мужчина пошел вносить какой-то платеж, заодно поинтересовался состоянием своего счета. Тут-то и выяснил, что лишился крупной суммы – деньги были списаны еще в январе.
Владелец счета возмутился и обратился за разъяснением в банк. Там провели проверку и выяснили следующее: в банк поступил исполнительный документ из отдела судебных приставов, на основании которого и было наложено взыскание на счет. Сотрудники банка рекомендовали обратиться в отдел судебных приставов.
Эта информация не только не прояснила ситуацию, но вызвала еще большее замешательство: Сергей Черкасов был уверен, что у судебных приставов не может быть к нему претензий, поскольку в должниках он не числился. В ухтинском отделе УФССП РФ по РК владельцу счета пояснили, что исполнительный лист поступил из Сыктывкара, выдан судом, поэтому средства и были списаны – вполне законно.
Сергей Черкасов все-таки решил выяснить, кому и за что он "задолжал", и поехал в Сыктывкар. В суде он узнал, что ситуация сложилась, мягко говоря, трагикомическая. В Сыктывкаре жил его полный тезка – совпадали не только имя и фамилия, но и отчество. Даже родились оба Сергея Черкасова в один месяц, только годы рождения у них были разные. В прошлом сыктывкарский "двойник" занял деньги у некой микрофинансовой организации, долг не вернул. Кредитор, устав ждать выплат, обратился в Третейский суд микрофинансовых организаций с иском о взыскании денег с должника. В мае 2013 года суд пришел к выводу, что требования кредитора обоснованны.
Поскольку должник проживал в столице Коми, кредитор обратился в Сыктывкарский городской суд с заявлением о выдаче ему исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда микрофинансовых организаций. При этом ни в заявлении кредитора, ни в определении суда не была указана дата рождения должника.
Поскольку определение третейского суда вступило в законную силу, Сыктывкарский городской суд выдал кредитору соответствующий исполнительный лист. В нем появилась дата рождения должника, но почему-то дата рождения ухтинца Черкасова. В итоге с его счета и списали деньги.
"Если бы я хоть участвовал в судебном разбирательстве, то объяснил бы, что произошла ошибка, – сетовал Сергей Черкасов. – Но меня ведь даже не пригласили. Повестка с вызовом в суд была направлена, но, понятно, на адрес сыктывкарского Черкасова".
В суде пояснили, что определение суда исполнено, исполнительное производство окончено, деньги уже перечислены взыскателю, поэтому ухтинцу остается только одно: обращаться в суд, причем по месту жительства человека, которому были перечислены деньги, то есть в Москве.
Сергей Черкасов решил отстаивать свою правоту и свои деньги до конца, обратился за помощью к юристам. Как рассказал ухтинец, не каждый адвокат еще и готов был взяться за такое дело. Один из правоведов решительно отказался, признав, что не верит в благополучный исход всей этой затеи. И все же Сергей Черкасов нашел юриста, который помог ему подготовить исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения в результате неправомерного списания денежных средств (суммы с процентами), а также судебных расходов.
Суд Зюзинского района Москвы принял решение об удовлетворении искового заявления. Впрочем, деньги Сергей Черкасов пока так и не получил. Не исключено, что ответчик будет обжаловать решение суда, поэтому до торжества справедливости еще далеко.