В Коми растет число тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних.
Об этом шла речь на заседании координационного совещания правоохранительных органов Республики Коми 25 ноября.
Как сообщил первый заместитель прокурора Республики Коми Павел Морозов, в регионе растет число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении детей. Рост составил 22%: со 117 фактов в прошлом году до 143 – в текущем.
Такой скачок обусловлен увеличением количества преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних - с 47 до 59 фактов.
"Изучение уголовных дел свидетельствует о том, что 34 из 59 преступлений являются многоэпизодными, из которых значительное количество совершено через интернет в виде развратных действий без насилия, в том числе в отношении детей до 12 лет. В частности, только один житель Сысольского района совершил восемь таких преступлений в отношении разных детей", - отметил П.Морозов.
Зампрокурора подчеркнул, что наибольший общественный резонанс вызывают факты умышленного причинения смерти детям. К счастью, в текущем году таких деяний зарегистрировано не было. Правда, возбуждалось одно уголовное дело по статье 105 УК по факту безвестного исчезновения 16-летней Полины Мартюшевой, тело которой нашли в НАО.
"Признаков насильственной смерти не выявлено", - добавил он.
Вместе с тем, в прошлом году возбуждалось сразу три уголовных дела по фактам убийства, в том числе два в Эжвинском районе Сыктывкара (дело убитой 2-летней и пропавшей 8-летней девочек – прим. ред.) и одно в Сыктывдинском районе.
Кроме того, зарегистрировано еще семь фактов причинения тяжкого вреда здоровью ребенка, в том числе два, повлекших смерть, в Усть-Куломском районе и Воркуте.
"Органы внутренних дел проводят определенную работу по профилактике насильственных преступлений. Это подтверждают и статистические данные девяти месяцев этого года, согласно которым, более половины от общего числа количества преступлений, совершенных в отношении детей, - это так называемые преступления с двойной превенцией, предусмотренные статьями 115 и 116 УК, - подчеркнул П.Морозов. – Вместе с тем, формальный подход должностных лиц к работе в этом направлении приводит к тому, что статистические показатели не всегда отражают реальную картину".
Так, выявляются случаи необоснованной постановки на учет преступлений профилактической направленности, сказал зампрокурора.
В частности, в Печоре на учет было поставлено три преступления по ст. 116 "Побои", два из которых возбуждены в один день, когда мать избила своего 17-летнего сына. Затем дело было прекращено в связи с примирением сторон.
"При этом дознаватель и прокурор не учли положения УПК о наличии зависимого или беспомощного состояния потерпевшего, который не может защищать свои права и законные интересы. Сам 17-летний юноша сразу отказывался привлекать мать к уголовной ответственности. Необоснованная постановка на учет трех преступлений по статье 116 выявлена и в Княжпогостском районе", - сказал П.Морозов.
Также он отметил, что в республике устанавливались факты занижения квалификации преступлений.
Например, в Усть-Вымском районе против Кривцова полицейские возбудили дело по статье "Побои", а не "Истязание" (с апреля по июль мужчина избивал девочку 2003 года рождения).
"Статья "Истязание" является тяжким составом и предоставляет возможность избрать меру пресечения и назначить наказание в виде реального лишения свободы, - отметил П.Морозов. В результате в октябре Кривцов вновь нанес побои девочке и ее младшей сестре 2009 года рождения, а также их матери, высказав при этом в адрес последней угрозу убийством".
В итоге истязателя приговорили к 480 часам обязательных работ. Профилактическая работа с семьей не проводится. В результате на Кривцова вновь поступило заявление от сожительницы по факту побоев.