Новости Республики Коми | Комиинформ

ДиДюЛя о целительной силе музыки, именах и личной закрытости

ДиДюЛя о целительной силе музыки, именах и личной закрытости
ДиДюЛя о целительной силе музыки, именах и личной закрытости
logo

В среду, 25 ноября, в Сыктывкаре впервые выступит легендарный гитарист и композитор ДиДюЛя. Инструменталист, стабильно собирающий полные залы, привезет в Сыктывкар программу Musique du Soleil (фр. Музыка солнца). Накануне концерта ДиДюЛя рассказал порталу "Куда идти" о том, как его фамилия стала единственным именем и названием группы, почему его выступления так редко можно увидеть по телевизору и как медицина может использовать музыку.

- Готовясь к интервью с вами, я обнаружила, что вы предпочитаете не пользоваться своим именем, отзываясь на фамилию-название группы ДиДюЛя. Почему? Как в таком случае удается выстраивать свои отношения с окружающим миром?

- Дидюля – это моя фамилия, белорусская, древняя и очень музыкальная. Мне очень удобно, когда в интервью и в других СМИ звучит просто и лаконично – Дидюля. Таких примеров много, масса артистов пользуются только одним именем или псевдонимом: Стинг, Мадонна. Здесь нет ничего удивительного, есть Дидюля и этого вполне достаточно. Так называется наша группа, так называются пластинки, концерты. Это творческий псевдоним, который вышел из фамилии. Это музыкально, лаконично, графично, мне кажется, лучше не придумаешь.

- Мне такое отношение к имени напомнило лидера "Мельницы" Хелавису - Наталью О Шей. Она на сцене - сказочница и рок-звезда Хелависа, в обычном мире - мама, жена и еще много кто Наталья. И при общении с ней это приходится постоянно учитывать. Присутствует ли подобное разделение в вашей жизни? И где вы чувствуете себя настоящим - на сцене или дома?

- Разделение, конечно, есть. Жизнь – это одно пространство, сцена – другое. На сцене меняется все: ощущение времени, ощущение реальности. Сцена – это другое пространство, там другой мир, другие ощущения. Поэтому зрители приходят на концерт, чтобы посмотреть на сцену, окунуться в другую реальность. Это нормальное и естественное состояние для любого артиста, который на сцене себя чувствует органично и комфортно.

- Ваша музыка очень эмоциональна и открыта. В то же время вы явно избегаете публичности. Не получается диссонанса?

- Кроме того, что я музыкант, который выступает на сцене, я еще являюсь композитором, автором. И для того, чтобы быть в гармонии с собой, с внешним миром, с космосом, автору нужны спокойствие, комфорт физический и эмоциональный. Поэтому я и не лезу в медийное пространство, в телевидение, радио, не принимаю участия в ток-шоу, проектах. Все это меня совершенно не интересует, отнимает массу времени, сил и, самое главное, творческой энергии, которая мне нужна для того, чтобы писать и сочинять музыку.

Если вы обратите внимание, люди, которые являются авторами, менее всего лезут в публичное пространство. Люди, которые исполняют музыку других авторов, наверное, имеют возможности и силы светиться на радио, на телевидении, заниматься другими параллельными проектами, бизнесом и всем, что с этим связано. Авторы, которые сочиняют, улавливают тонкие музыкальные материи, они, как правило, по-настоящему замкнуты, сдержаны, они улавливают удивительные мелодии, чтобы превратить их в музыку, в звук.

- Вы верите в магию?

- Я верю в мистику музыки и ее великое магическое предназначение для цивилизации. В процессе написания некоторые композиции начинают обладать совершенно удивительной энергией, которая способна лечить, успокаивать, умиротворять. Здорово, что моя музыка используется в психотерапевтической практике. Тонкие, чувствующие люди, которые занимаются оздоровлением души разными способами, в том числе медицинскими, нашли в моей музыке сильный ресурс и его используют. Я этому только рад. Конечно, не каждая композиция наполняется силами, мощными смыслами и энергией. Не все так просто и однозначно. Есть удивительные композиции, которые наполнены за счет определенного времени энергией, есть композиции, которые для меня обладают удивительной силой, мощью. Как правило, их я включаю в концертную программу, они звучат для зрителей на наших концертах.

- Считается, что в вашей музыке много фламенко. А что от вашей родины – Белоруссии, присутствует в вашей музыке? Насколько она вообще может быть географически определенной и автобиографичной - именно инструментальная музыка?

- Я себя считаю гражданином планеты Земля, и свой музыкальный стиль могу определить, как саундтрек сегодняшней жизни, честный и открытый. Конечно, в моей музыке есть и славянское, мое родное белорусское. Я очень ценю народную музыку, именно в ней вижу вдохновение и источник сил. Фольклор разных народов присутствует в нашем творчестве, используется очень много совершенно разных элементов, инструментов, тембров, звуков, красок, оттенков.

Инструментальная музыка, конечно, еще и часть моего "я", но в меньшей степени. Я просто проводник загадочной музыкальной материи, трудно поддающейся логике. Я эту музыку передаю и не считаю верным забирать себе лавры музыканта и композитора

- У вас немалый кинематографический опыт - роль в "Доме дураков" и звуковые дорожки для нескольких фильмов. Как вы сами оцениваете эту работу? Есть желание или планы продолжить?

- В кино мне интересно. Ко мне обращались режиссеры с просьбой взять ту или иную музыку в кино. Я давал разрешение, частично в фильмах присутствовал как музыкант. В любом случае для меня это колоссальный и интересный опыт. Кино – это новая совершенно работа и новый горизонт для композитора, потому что та или иная музыка видится режиссером в новом свете, у композиций открываются новые грани.

Особенно хочется отметить сотрудничество с Алексеем Балабановым в фильме "Кочегар". Совершенно уникальные, интересные и контрастные параллели были выстроены между картинкой и музыкальными композициями. В любом случае кино мне интересно, в этом плане я открыт для сотрудничества и рассматриваю разные предложения, которые приходят ко мне.

- Вас нельзя увидеть по телевизору. В ротации на радиостанциях ваших композиций тоже, кажется, нет. То есть ваши слушатели и поклонники - это по большей части пользователи интернета. В связи с этим вопрос - как вы относитесь к пиратству в области интеллектуальной собственности?

- В телевизоре я бываю фрагментарно и очень редко, как правило, это концерты. Вообще с масс-медиа у меня странные взаимоотношения. С одной стороны хочется иногда показать свои новые работы по телевидению, но с другой стороны я вижу, что российское масс-медиа настолько находится в детском неорганизованном и зачаточном состоянии, что сотрудничать с ними порой пропадает всякое желание. Поэтому очень здорово, что я не завишу ни от телевидения, ни от радио. И слушатели меня находят не столько через интернет, сколько через сарафанное радио. На музыкальном рынке я нахожусь уже с 2000 года, у меня уже много пластинок, клипов и концертов сделано. Поэтому слухи, сарафанное радио и в какой-то степени пиратское распространение моей музыки помогло моему слушателю найти меня.

Я очень серьезно отношусь к качеству музыки, студийной работы, концертов, звуку, свету, масштабу музыкантов, которые играют у меня в концерте, профессиональной команде юристов, менеджеров, концертных директоров и организаторов, которые работают со мной. Я вижу залог успеха именно здесь, радио и телевидение в этом контексте может быть только вишенкой на торте, которая принципиально не решает судьбу артиста.

Пиратство – вещь не совсем приятная, но в моем случае оно помогает моему слушателю найти меня. Пираты распространяют информацию, которая, как воздух актуальна и нужна в сегодняшнем времени. Они очень чутки и чувствительны, и в какой-то степени они помогают. Но все же было бы здорово, если бы интеллектуальная собственность в нашем государстве регулировалась более четко, если бы работали механизмы вознаграждения и поощрения артистов и музыкантов, потому что это очень важно, чтобы деньги, которые крутятся в музыкальной индустрии, возвращались музыкантам, чтобы они могли их вновь вкладывать в создание новой музыки. Здесь нужно наводить порядок, насколько я понимаю, мы идем по пути цивилизованному, и через какое-то время станет легче и правообладателям, и людям, которые музыку слушают, и тем, кто музыку создает. По крайней мере, тенденция к улучшению есть.

- Насколько вы открыты на концертах? Допускаете ли вы отклонения от программы?

- На концерте я открыт полностью, мы выплескиваемся целиком – и я, и моя команда. По-другому быть не может, иначе бы мы не приезжали и не собирали бы полные залы в разных городах. Инструментальная музыка – особый жанр, в ней нет разговоров, есть только сама музыка, исполнение, мастерство, качество. Здесь работают совершенно иные механизмы, чем в песне. Конечно, полная открытость и самоотдача – это один из важнейших моментов любого творчества, а уж нашего и подавно.

Программа имеет четкий выстроенный план, это не просто набор произведений, которые включены в концерт, это четко срежессированное действие, в котором очень важны тональность, темпоритм, паузы, возможность переодеться, поменять световые планы и декорации, подстроить инструменты. Поэтому наш концерт – это не просто перечень произведений, которые мы выходим играть, это спланированная и сделанная до секунды концертная программа. Это скорее перформанс, театрализованное действо в стиле "инструментальная музыка" под названием "ДиДюЛя".

Мы неповторимы и уникальны, и мы работаем, совершенно четко понимая свою уникальность и необычность. Все композиции, альбомы и концерты любимы, по-своему уникальны, дороги мне. Каждая концертная программа обладает удивительной совершенно яркой, удивительной, созидательной, солнечной, позитивной энергией. Наш концерт в Сыктывкаре будет тому подтверждением, так что – до встречи на концерте.