Врио главы Коми Сергей Гапликов дал оценку бюджету Коми на 2016 год и обозначил приоритеты в работе над бюджетными отношениями.
Свое видение ситуации врио представил на заседании правительства сегодня, 18 ноября.
"Завтра депутаты Государственного Совета республики будут принимать республиканский бюджет. Нам сегодня предстоит исполнять его параметры, с поддержкой депутатов будут вноситься изменения. В этой работе есть ряд приоритетов , - заметил губернатор. - Реализация бюджетной политики в этом направлении осуществляется в неблагоприятных экономических условиях. Падение цен на энергоресурсы, введение экономических санкций, замедление темпов роста экономики в целом негативно отражается и на реализации стратегии социально-экономического развития республики. Надо отметить, что комплекс мероприятий по обеспечению социально-экономического положения, принятый правительством республики в октябре текущего года, позволил в определенной степени компенсировать негативные последствия указанных факторов. Мы смогли выполнить все действующие социальные обязательства".
По мнению Сергея Гапликова, важную роль в этом сыграло обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета республики, в том числе предоставление федерального кредита в целях частичного выполнение долговых обязательств по кредитам и ценным бумагам, а также выделение дотаций на реализацию майских указов президента России.
На днях трехсторонняя комиссия по межбюджетным трансфертам рассмотрела вопрос оказания дополнительной финансовой поддержки регионам в 2015 году. Принято решение о выделении дополнительных ассигнования в сумме 40 миллиардов рублей на частичную компенсацию налоговых и неналоговых доходов и поступлений, на частичную компенсацию расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Республика получит на эти цели дополнительно более 400 миллионов рублей.
Говоря о проекте республиканского бюджета, С. Гапликов отметил, что он должен стать базовым инструментом для стимулирования темпов экономического развития, структурных изменений в экономике, для формирования условий импортозамещения и активизации частных инвестиций.
"Параметры бюджета сформированы, они представляются в нынешних условиях оптимальными как по доходам, так и по расходам. Вместе с тем, повышение уровня предоставляемых требований со стороны правительства Российской Федерации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, в том числе, касаются бюджета республики Коми, - подчеркнул врио. - Необходима реализация комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджета, повышению эффективности бюджетных расходов, достижение лучших результатов экономического развития регионов. Если мы сегодня посмотрим на структуру проекта республиканского бюджета, то увидим, что он в большей степени направлен на поддержку текущих расходов, чем на развитие".
По словам С. Гапликова, если сложить запланированные инвестиционные расходы в бюджете из всех республиканских источников, включая адресные инвестиционные программы, частно-государственное партнерство, то они, к сожалению, не будут превышать 4 5% в год, что крайне недостаточно для развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, а также для стимулирования поддержания жилищного строительства. Между тем, развитая инфраструктура - это один из главных инструментов привлечения частных инвестиций активности населения, повышения качества и уровня жизни населения.
"Несмотря на отсутствие серьезных бюджетных инвестиций, объем государственного долга республики продолжает расти стремительными темпами. На сегодня он составляет почти 32 миллиарда рублей, или 63% собственных доходов. На следующий год вырастет до 41 миллиарда рублей, к концу трехлетнего бюджета - почти до 55 миллиардов рублей, что составит 91% доходной части бюджета. Таким образом, мы уже практически вплотную через 3 года подойдем к предельно допустимому бюджетным кодексом индексу 100% расходной части бюджета", - заявил врио главы.
По мнению Сергея Гапликова, занимать деньги на текущие расходы - это отнюдь не лучшая практика осуществления бюджетного процесса. Если в 2014 году консолидированный долг республиканского бюджета в сравнении с предыдущим годом вырос на 11%, то капитальные вложения выросли менее чем в 2 раза. Поэтому от этой суммы всего было потрачено меньше половины на развитие и капитальные затраты.
Расходы на обслуживание долга к 2018 году могут достигнуть 5 миллиардов рублей или почти 7,5% расходной части бюджета.
"Долговую политику, направленную не на развитие, а на покрытие текущих расходов, надо прекращать, - обратился врио к членам правительства. - Надо подумать, как остановить этот процесс или хотя бы на время замедлить его рост. Одновременно с этим необходимо искать возможности наращивание ресурсов для развития увеличение доли капитальных расходов в республиканском бюджете. Безусловно, мы будем использовать потенциал частных инвесторов, но как усилить наши собственные возможности?"
Сергей Гапликов предложил проанализировать проекты, осуществляемые в рамках адресной инвестиционной программы. Так, строительство спального корпуса Тентюковского дома-интерната для престарелых на 90 мест, по его словам, обойдется бюджету в 782 миллиона рублей. В расчете на одно спальное место будет построен 181 квадратный метр. Если сравнивать проекты строительства школ на 1200 мест в Сыктывкаре и на 400 мест в Ижемском районе в селе Мохча, то строительство одного места обойдется 1,4 миллиона рублей в Сыктывкаре и в 2,9 миллиона в Ижме, то есть в два раза дороже.
"Можно попытаться оправдать эти цифры удаленностью района. Но как объяснить тот факт, что стоимость детских садов на 120 мест в том же Ижемском районе и в Сысольском обходится одинакового - 260 миллионов рублей? - заметил руководитель региона. - Давайте проанализируем распределение ассигнований на строительство дорог. На строительство участка одной из дорог протяженностью 15 км у нас предусмотрено на три года 2,7 миллиона рублей. Понятно, что за 2,7 миллиона рублей 15 км не построить. В результате эти деньги будут потрачены крайне неэффективно".
Сергей Гапликов поручил правительству еще раз проанализировать и инвентаризировать все инвестиционные объекты как с точки зрения приоритетности, комплексности в подходах, так и с точки зрения рациональности и реальности заявляемой стоимости.