Показатели по легализации трудоустройства войдут в комплексную оценку работы Правительства и муниципалитетов Республики Коми.
Соответствующее поручение сегодня дал врио главы республики Сергей Гапликов. Вопрос формализации трудовых отношений стал одной из основных тем, рассмотренных в ходе селекторного совещания с руководителями органов исполнительной власти и муниципальных образований региона.
Сергей Гапликов поручил подготовить комплексный план мероприятий по борьбе с нелегальным трудоустройством на территории Республики Коми, включив в него все отраслевые министерства и органы местного самоуправления.
Пресс-служба Главы Республики Коми публикует выдержки из стенограммы селекторного совещания.
Сергей Гапликов, врио главы Республики Коми
- Доброе утро, коллеги, приступаем к нашей традиционной оперативке. Владимир Алексеевич, пожалуйста.
Владимир Тукмаков, председатель Правительства Республики Коми
- По повестке нашего сегодняшнего совещания у нас пять вопросов, первый касается проведения на территории муниципальных образованиях работы по легализации заработной платы. Предлагаю докладчику по этому вопросу выступить. Пожалуйста.
Владимир Бармашов, министр экономического развития Республики Коми
- Добрый день, коллеги. Мы во вторник проводили селектор, основные моменты уже закрепили там. В пятницу, вчера, я направил в муниципалитеты ряд рекомендаций, прошу их посмотреть, представить до среды предложения. Прошу также в срок до 20 ноября органы местной власти совместно с коллегами посмотреть строительные объекты в части привлеченных работников, уделив особое внимание муниципальным контрактам. Прошу Усть-Вымь ускориться и представить информацию по опыту работы с таксистами, Ухта - жду доклад по "Холдингстрою" и, коллеги, кто написал письма по ГИБДД, также прошу копии писем направить в наш адрес. У нас есть информация, что прокуратура сейчас решает, будет она или не будет участвовать в рейдах, мы отдельно проведем совещание и представим информацию.
Лидия Некучаева, врио руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми
Наша задача сегодня активизировать работу, которая поставлена Правительством Российской Федерации. 28 августа 2015 года заместителем председателя Правительства было дано новое поручение в адрес всех инспекций труда и 4 сентября подписан приказ Роструда, на основании которого инспекции могут проводить проверки в части вопросов легализации трудовых отношений по фактам, которые предоставляют межведомственные комиссии. Мы подготовили ряд предложений, что нам конкретно надо от комиссий, которые работают на уровне муниципалитетов.
Самое основное, хотелось бы до всех донести - нам нужны факты. Не просто информация, что какой-то, допустим, индивидуальный предприниматель Иванов привлекает к труду того или иного работника, а нужны факты, где именно было неформальное привлечение к труду. Поскольку мы можем выйти на проверку по объекту, а не по месту регистрации индивидуального предпринимателя. Если есть вопросы - телефон горячей линии государственной инспекции труда все знаете, контакты на сайте опубликованы, готовы ответить. Спасибо.
Владимир Тукмаков, председатель Правительства Коми
- У меня вопрос, эти факты каким образом должны быть сформулированы? Что в них необходимо отразить?
Лидия Некучаева
- Предложения по этому мы предоставили в Минэконом и уже всё разослано по муниципальным образованиям. Форма информационной записки: "Межведомственная комиссия сообщает - там-то установлено то-то". Конкретные факты.
Владимир Тукмаков
- Понятно. Муниципалитеты, есть вопросы по этому пункту повестки?
Алексей Старцев, заместитель председателя Правительства Республики Коми
- Можно пару слов? Коллеги, мы эту работу ведем достаточно давно. И с налоговой инспекцией достаточно хорошо отработали, с пенсионным фондом. Вся информация по людям, которые имеют неформальную занятость, кто не оформлен, от кого нет взносов ни в пенсионный фонд ни в фонд медицинского страхования, у территорий есть. Список предприятий, которые имеют такого рода маркеры по неформальной занятости, понятен. Надо просто на месте отработать, выйти на эти предприятия и изучить ситуацию. Если есть признаки неформальной занятости - передать информацию в трудовую инспекцию, она идет и проверяет.
При этом, я был свидетелем ситуации в Воркуте, когда "бедного" предпринимателя - бабушку пригласили большой комиссией и "пытали". Результата вот по такой работе не будет. Надо определить отрасли, где такие признаки неформального привлечения к работе могут быть и по отраслям отработать. Другой, пример - после сигнала и проверки мы приглашали руководителя ресторана, где официанты не были оформлены. Достаточно большой список людей зарплату получали в конвертах. Результат - через неделю трудовые договоры были заключены. Вот такие примеры должны быть.
Сергей Гапликов
- Сергей Александрович [Бажутов - прокурор Республики Коми, - прим.], у вас есть данные по этому вопросу?
Сергей Бажутов, прокурор Республики Коми
- Вы имеете в виду статистику или в целом работу? Статистика есть. В целом в течение 10 месяцев проведены 7 заседаний указанной рабочей группы, о которой говорил Владимир Владимирович [Бармашов], одно селекторное совещание в режиме конференции. Выстроено взаимодействие с рабочими группами в муниципальных образованиях по снижению неформальной занятости было организовано. За истекший период 2015 года официально оформлено 2070 работников, посредством заключения трудовых договоров, соответствующих требованиям трудового законодательства. Из них 117 - по актам прокурорского реагирования, 1780 - по предписаниям государственной инспекции труда в Республике Коми и 173 -по инициативе органов местного самоуправления. Это общие цифры.
На последнем совещании, о котором говорил министр экономического развития, мои работники были. У меня есть протокол совещания, толковый документ, на мой взгляд, составлен. Просто прошу обратить внимание, чтобы на местах органы местного самоуправления и другие ведомства не ждали, что инспекция труда и прокуратура сами выявят случаи везде и решат вопросы по официальному трудоустройству.
Эту работу нужно разделить условно на две группы действий. По предприятиям, где мы примерно знаем, что работаю люди неоформленные и отчисления нулевые. Меры - беседы, уговоры не приводят к эффекту, и потому методы воздействия на них должны быть особыми. По остальной части предприятий, как правильно Алексей Геннадьевич сказал, мы вызвали "бабушку", фактов конкретных не знаем, вроде её "пытаем", но если она будет говорить, что таких фактов нет, то работа на этом и закончится. Нужно собирать конкретную информацию по фактам неформального трудоустройства. И собирать лучше по отраслям производства и направлениям деятельности.
Если сказать о фиксации, то процессуальные требования к ним жёсткие, конкретные, они закреплены для нас и государственной инспекции труда. В документах, которые к нам поступают, них нет жёсткого оформления, но должно быть понятное для всех, объективное подтверждение. Любая форма фотовидеофиксации, объяснения граждан, ещё что-то… Методы выявления могут быть разными. По автомобильным перевозкам лучше это делать вместе с органами ГИБДД, там свои вопросы тактики и методологии выявления. Лесозаготовки - другие формы. И так далее. И если все методы достоверно знать, собрать по всем…
Этот протокол, я так понял, вы пока не подписали, не направили в муниципалитеты?
Владимир Бармашов, министр экономического развития Республики Коми
- Подписали, направили.
Сергей Бажутов
- А рекомендации они должны дать к протоколу?
Владимир Бармашов, министр экономического развития Республики Коми
- Да. Там проект рекомендаций, мы его к среде дорабатываем.
Сергей Бажутов
- Понятно. В целом всё написано правильно, если все будут понимать, не ждать, что это будут делать одни органы внутренних дел, государственная инспекция труда и прокуратура, то можно повлиять на ситуацию.
Сергей Гапликов
- Администрацию главы Республики Коми прошу подготовить соответствующий документ, поднять тему на уровень главы. Сделайте комплексный план мероприятий, который я постараюсь утвердить в ближайшее время. Постарайтесь включить туда все отраслевые министерства, их координацию и контроль за соответствующей работой по направлению, муниципальные органы власти.
Хочу предупредить муниципалитеты - это ваш доход, это ваш налог. Чем качественнее вы сработаете в этой ситуации, тем будет ощутимей прибавка. Сделайте определенный упор на эту работу. [Обращаясь к секретариату - прим]. И в оценку деятельности глав муниципальных образований и органов исполнительной власти включите соответствующий параметр - легализация трудовых отношений. Владимир Алексеевич, правительства это тоже касается.