13, 14, 15 ноября в Сыктывкаре пройдут гастроли финского театра “Новый мир”, который покажет необычную постановку режиссера Сейи Хоккарайнен "Globally wanted".
Еще до премьеры перфоманс финнов успел наделать много шума. Горожане разделились на два лагеря: одни приезд европейской труппы восприняли как “глоток свежего воздуха”, для других же сценические эксперименты гастролеров сродни порнографии.
Впрочем, сами артисты уверены, ничего запрещенного в их искусстве нет, а каждый видит то, что хочет видеть.
В самом начале пресс-конференции директор театра драмы Михаил Матвеев заметил, что общественность неверно истолковала творческий эксперимент финнов, в своей постановке воедино смешавших гротеск, абсурд, сюрреализм, черный юмор, цирк, пародию, пластику и любовь.
“Любой театральный проект, любая театральная постановка всегда имеет право на особенность, на эксперимент, на необычность - это творчество, это искусство, и без этого вообще любое искусство, и тем более театральное, не может развиваться. Сегодня мы хорошо знаем имена Мейерхольда, Вахтангова, того же Станиславского и многих других современных деятелей. Вопрос, откуда они появляются, как они становятся великими? Они пробуют себя, ищут новые направления, новые формы. Собственно говоря, таким же образом на нашей сцене оказался этот спектакль”, - пояснил Матвеев.
В Сыктывкаре “Новый мир” гастролирует рамках российско-финляндского культурного форума. Сейи Хоккарайнен основала театр “Новый мир” в 2006 году, в который вошли независимые актеры и акробаты. За это время в театре было поставлено более 70 спектаклей, но самым успешным из них оказался "Globally wanted", остальные постановки успеха у публики не снискали. Впервые "Globally wanted" поставили в 2011 году, с тех пор постановка претерпела значительные трансформации. Все лишнее, по заверениям режиссера, с течением времени отсеялось, и в Сыктывкар труппа привезла уже полностью законченный проект.
“С этой постановкой мы побывали в четырех странах. "Globally wanted" постоянно изменялся. Мы убирали все лишнее и доводили до совершенства то, что оставалась. Поэтому то, что мы имеем сейчас - это жемчужина, итог нашего пятилетнего труда”, - рассказала Сейя Хоккарайнен. Любопытно, что по отношению к своему творению сами артисты стараются избегать слова “спектакль”. Авторы проекта называют свою постановку перфомансом, в котором смешались элементы физического театра и современного цирка.
Еще до премьеры сыктывкарская общественность крайне негативно отнеслась к постановке, обвинив финнов в разврате и порнографии. Сейю Хоккарайнен такая реакция не смутила: как оказалось, нестандартные виды искусства и на западе приживаются не особенно легко.
“Трудности понимания у нас были и раньше. Смешение жанров и компиляция разных видов искусств с легкостью восприняли не все. После премьеры в Финляндии у зрителей тоже были смешанные чувства, и кто-то в нашем перфомансе также углядел какие-то противозаконные моменты, но с течением времени все это ушло. За год мы завоевали зрителей, и люди стали адекватно относиться ко всему происходящему на сцене”, - пояснила Сейя Хоккарайнен.
Впрочем, Сейя призналась, что опыт порнографических постановок у нее был, но в “Globally wanted" ничего непотребного нет.
“Каждый видит то, что хочет видеть”, - добавил актер и паркурщик Perttu Pihlaja.
В подтверждение этих слов заместитель директора драмтеатра Владимир Казаковцев рассказал о впечатлениях председателя Союза композиторов Коми Михаила Герцмана от просмотра видео версии “Globally wanted". “Я вас разочарую, там нет порнографии”, - сказал мне после просмотра Михаил Герцман”, - рассказал Владимир Казаковцев.
Ничего противозаконного в финском перфомансе не усмотрели и члены Общественной палаты Коми, впрочем, создатели шоу для диалога открыты и призывают зрителей принять участие в коллективном обсуждении постановки.
“В один из дней после показа мне бы очень хотелось провести открытое обсуждение нашего перфоманса. С западными зрителями такие обсуждения мы проводили, интересно, что нам скажут в России”, - предложила Сейя Хоккарайнен.
В завершении встречи организаторы раскрыли тайну необычного возрастного ценза - 55+.
“В России постановке присвоили категорию 18+. Но мы подняли возраст, потому что шло очень бурное обсуждение. Мы бы хотели, чтобы на этот спектакль зритель шел осознанно, с пониманием того, что это современная постановка, что это сложное по форме европейское искусство. Мы поставили такую возрастную категорию, чтобы у пожилого человека, который привык видеть классические спектакли, не возникло разочарования от увиденного. Нам нужен зритель, желающий видеть экспериментальную форму спектакля, но если придет кто-то, кому будет 56 лет, мы его пустим”, - пояснил Матвеев.