Адвокат должен иметь право на свидание с подзащитным без каких-либо разрешений следователя, пишет "Коммерсантъ".
Закрепить это право за адвокатами решили депутаты Рафаэль Марданшин и Владимир Плигин (оба из "Единой России"). Авторы внесенного в Госдуму законопроекта лишь усиливают право, которое давно установлено для адвокатов в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но на практике не соблюдается правоохранительными органами.
Напомним, в ходе расследования "дела Гайзера" подзащитные долгое время были лишены возможности общения со своими адвокатами. Последним, по их словам, в Следственном комитете чинили препятствия для встречи с арестованными.
Законопроект единороссов предлагает поправки в ст. 53 УПК, в которой зафиксированы полномочия защитника: право на свидание с подзащитным, сбор доказательств, ознакомление с протоколом задержания подзащитного, присутствие во время предъявления обвинения. Но такими правами ст. 53 наделяет адвоката "с момента допуска к участию в уголовном деле". В силу этого у правоохранительных органов сложилась своя трактовка прав адвоката, пояснил "Ъ" член думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Рафаэль Марданшин. В частности, без специального согласия следователя адвокат не может попасть на первую встречу к своему клиенту сразу после того, как его поместили в следственный изолятор. Потому что работникам СИЗО, по словам единоросса, требуется подтверждение, что адвокат действительно "допущен к участию в уголовном деле, и таким подтверждением они считают письменное согласие следователя".
Однако такой документ, как "согласие следователя", для взаимоотношений адвоката с его подзащитным "в УПК не предусматривается", утверждает депутат. Статья 49 УПК предписывает, что "защитник участвует в уголовном деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого" и допускается "к участию в уголовном деле по предъявлении удостоверения адвоката и ордера".
"Речь идет о самых первых днях, когда человек оказался под следствием,— уточняет Рафаэль Марданшин.— Если он юридически не подготовлен, то не знает как себя вести. А его "адвокату в это время приходится по несколько дней искать следователя, чтобы получить разрешение на свидание". Поэтому ст. 53 УПК предлагается дополнить новым пунктом: "1.1. До момента допуска к участию в уголовном деле адвокат вправе иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается"".
"Очень важное дополнение, которое пресечет нарушения прав гражданина на квалифицированную защиту и нарушения прав адвоката на то, чтобы осуществлять эту защиту",— заявил "Ъ" адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Андрей Шугаев.
Кроме того, депутаты предлагают дополнить закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" новой нормой, которая разрешает свидания задержанных с нотариусом и "с адвокатом, не являющимся защитником". От адвоката для свидания достаточно предъявить в СИЗО "удостоверение адвоката и ордер", от нотариуса — "документ, подтверждающий полномочия нотариуса".
Рафаэль Марданшин надеется, что Госдума одобрит законопроект, так как проблемы адвокатуры обсуждались еще в декабре прошлого года на встрече Владимира Путина с членами президентского Совета по правам человека. "Президент тогда согласился с тем, что законодательство нужно править в тех случаях, когда это необходимо",— напомнил депутат. Дополнительный вес законопроекту придает то, что соавтором его стал глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин (по партийной линии господин Плигин — координатор либеральной платформы "Единой России").на главную