Вчера в республиканском театре оперы и балета прошла премьера коми мюзикла “Райда. Тодса мойд”, созданного на основе сюжетов коми фольклора.
Действо началось с народных гуляний, когда в зрительный зал с песнями и плясками проникла группа молодых парней и девушек в национальных костюмах. Вокальные зарисовки, сопровождавшиеся хороводами, пришлись по вкусу детям, и несколько юных зрителей примкнули к веселым артистам, что иронично настроенные граждане без внимания не оставили.
Народный перфоманс закончился так же быстро как и начался, и как только артисты покинули зал, свет в помещении погас и на сцене развернулось основное представление. Спектакль начался с проекций картин сыктывкарского художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. “Это очень удачная находка авторов проекта. Вот эти национальные картинки очень органично вписались в происходящее на сцене”, - уже после спектакля рассказал “Комиинформу” о своих впечатлениях председатель Союза композиторов республики Михаил Герцман.
45-минутный мюзикл, в котором автор проекта, бывший руководитель ухтинского дворца культуры Валерий Ясеновец попытался совместить стихи и песни на коми языке с народными и современным танцами, повествует о любовных перипетиях главной героини Райды, злого чародея Яг-Морта и охотника Тугана.
Главные роли в спектакле сыграли заслуженная артистка России Альфия Коротаева, лауреат премии правительства республики Елена Лодыгина, ухтинские артисты Константин Фрейман и Сергей Коваль. Хореографической составляющей занимались танцевальные коллективы “Елочка” и “United Bit”. Музыку для “Райды” написал сыктывкарский музыкант Евгений Рябашев, который попытался совместить в своем произведении народные коми-песни с современными музыкальными стилями. Звуковая палитра была более чем разнообразна, от низких “ругающихся” басов в духе американского электронщика Скриллекса до психоделических экспериментов аля - Pink Floyd.
Декорации в мюзикле были весьма демократичные - постамент с двухсторонней лестницей, куда периодически взбирались главные герои, и два небольших экрана, на которые транслировались тематические видеоролики. Во второй части шоу экраны развернули обратной стороной к зрителям, где были закреплены ветки и веревки.
Отдельно стоит отметить внешний вид героев-любовников. Чародей Яг-Морт с длинными черными волосами, в костюме такого же цвета и огромным, безобразным носом скорее походил на гротескного рок-музыканты из 80-х, чем на сказочного персонажа.
Охотник Туган предстал перед публикой в белом облачении, очень напоминающем одежды Фредди Меркьюри. Временами у Константина Фреймана, исполнившего роль благородного охотника, возлюбленного красавицы Райды, проскакивали жесты харизматичного вокалиста Queen, правда до оригинала ухтинскому артисту дотянуть так и не удалось - скромный диапазон, крупное сложение, и отсутствие усов не позволили мужчине полностью перевоплотиться в образ скандального рок-кумира.
Еще до премьерного показа постановка вызвала много вопросов в культурологических кругах Сыктывкара, в частности были сомнения относительно фольклорной составляющей спектакля, которую многие посчитали весьма сомнительной. Реакция зрителей после показа была более благосклонной.
“Мне кажется, что это очень современно”, - поделился своими впечатлениями с корреспондентом "Комиинформа" кандидат филологических наук Павел Лимеров, который ранее не без скепсиса высказывался об ухтинском мюзикле. “Коми языку нужны современные ритмы. Время меняется, меняется музыка и то, что сейчас коми язык звучит в таком вот современном музыкальном сопровождении - это очень хорошо, поскольку расширяется диапазон коми культуры и идет на пользу коми народу”, - добавил Лимеров.
Стоит отметить, что авторы мюзикла позаботились и о тех, кто не знает коми языка. На входе в зрительный зал всем гостям раздавали либретто мюзикла, где на русском языке подробно описывалось все происходящее.
Высокую оценку увиденному дал доктор культурологии Сыктывкарского университета Владимир Сулимов.
Михаил Герцман работу ухтинцев похвалил, но заметил, что авторам проекта еще есть над чем работать.
“Ну в целом мне, конечно, понравилось, потому, что, откровенно говоря, такого шикарного спектакля на уровне муниципалитетов я еще не видел. Мне очень понравилась хореография. Вот эти вот танцевальные батлы, когда воюет добро со злом - это очень хорошая задумка. Один минус - темные силы как-то уж слишком легко сдались, могли бы и больше показать”, - рассказал "Комиинформу" Михаил Герцман.
Говоря о драматической стороне “Райды”, композитор заметил, что постановка больше походила на концерт, чем на спектакль.
“Прекрасно поют и танцуют, но можно поспорить с драматургией - там есть к чему придраться и есть над чем работать. На мой взгляд, мало театра, концерта больше. Линии сюжетные не проработаны, две наши певицы-профессионалки, они, по существу, стоят и немножко ходят. Если говорить о народном элементе и конкретно о коми песне, то могу вам сказать, что нигде так не орут, как это было представлено в этом спектакле. Это было достаточно многодецибельное действо, то есть не хватило, может быть, какой-то медленной песенки, какого-то медленного номера. В общем, надо еще работать над этим мюзиклом, но я уверен, что если довести его до ума, то у него есть все шансы стать замечательным произведением”, - заключил Михаил Герцман.