От саксофона до цимбал - как Сергей Летов сыктывкарцев удивлял

6 октября 2015 года, 11:10 |

Минувшее воскресенье ознаменовалось праздником для любителей экспериментальной музыки. В центре досуга и кино "Октябрь" в рамках цикла концертов "Мелодии октября" выступил известный российский саксофонист Сергей Летов. В Сыктывкаре Летов - частый гость. За последние два года - это уже третий визит маэстро в столицу Коми. На этот раз саксофонист приехал не один, компанию известному авангардисту составила молодая сибирская исполнительница Анастасия Маслобоева, творчество которой базируется на импровизациях в смешении русского фолка, пост-модерна, элементов кельтской и восточной музыки, пишет портал "Куда идти".

Послушать необычный дуэт собралась публика разная, как в возрастном так и в социальном плане, но немногочисленная, навскидку в зале было не больше семидесяти человек. Небольшое количество зрителей можно связать с тем, что зачастую в своём творчестве Летов использует весьма нестандартные музыкальные решения, оценить которые способен далеко не каждый слушатель.

- Я помню, что я года два назад играл в этом зале пьесу с шумами, и четверть зала вышла, - перед началом концерта вспомнил неудачный опыт Летов. - Тогда я переусердствовал с шумами, поэтому сегодня программа у нас более щадящая.

DSC02279.jpg

"Щадящий" вариант оказался с электронным уклоном, на саксофоне Летов исполнил всего несколько вещей, а большую часть вечера играл на духовом MIDI-контроллере с внешним синтезатором. Своё выступление музыканты разделили на несколько блоков, в первом отделении на сцене хозяйничал Летов, вводя в транс слушателей экспериментальной психоделикой. Впрочем, расслабляющее действие мастерски исполненные рулады оказали не на всех. С самого начала концерта внимание слушателей отвлекала непонятная возня на последних рядах, нарушителями спокойствия оказались двое маленьких детей - мальчик и девочка. Всё происходящее у малышей вызывало чувства неоднозначные, слушать "странного бородатого дядю" юным зрителям было явно неинтересно, и из положения озорники выходили как могли - бегали по центральному проходу между стульев, шумели и не скрывали своих музыкальных настроений. Так мальчик, вооружённый игрушечным автоматом, во время исполнения третьей вещи прицелился в духовика, желая, по-видимому, таким образом "сменить пластинку". Замечания окружающих должного эффекта на баловников не произвели, спокойствие воцарилось лишь в середине второго отделения, когда дети вместе со своими родителями удалились из зала.

Позже на пресс-конференции Сергей Летов признался, что курьёзные случаи на концертах бывают частенько, и шалят, как правило, "по-взрослому".

- Бывают ситуации определённого бытового озлобления. Иногда организаторы начинают сильно бесить, и конечно это так или иначе отражается на ни в чём не виноватых слушателях. Но иногда и слушатели могут что-либо начать требовать - "мурку", например, или "а что-нибудь из "Гражданской Обороны" можно?", и начинают уже сами запевать, ожидая, что я им подыгрывать начну. В нашей стране такое поведение не редкость, - рассказал музыкант.

Сыктывкарская публика в этом отношении артистов порадовала.

- Здесь у вас ситуация прекрасная, можно выступать в художественном зале, куда люди приходят слушать музыку. В современном капиталистическом мире большая часть музыки вытеснена в предприятия общественного питания, где люди быстренько напиваются, обкуриваются или ещё чего-нибудь успевают в туалете сделать, и в этом состоянии уже воспринимают всё происходящее. Для клубов музыка - это всего лишь повод затащить человека, и привести его в сознание в определённое состояние, чтобы он потратил какое-то количество денег. Вытеснение современной музыки в клубный мир это не трагедия, но большое свинство, - высказался о наболевшем Летов.

Говоря об организации концерта в целом стоит отметить, что принимающая сторона пошла на смелый эксперимент - во время выступления музыкантов на большом экране, расположенном на сцене, транслировался авангардный видеоряд, который настолько сочетался с музыкой, что складывалось впечатление, будто исполнители сами подбирали ролики для своих композиций.

- Это отрывки всё из старых фильмов, там есть ещё одна работа нашего местного художника Тараса Геша, - рассказал журналистам режиссер театра "Фантастическая реальность" Евгений Буткин. - А вышло всё спонтанно, меня попросили принести одну видеоработу Тараса, и ещё "чего-нибудь", вот я и залил на флешку то, что было на компьютере.

DSC02317.jpg

Впрочем без ложки дёгтя, пусть и маленькой, тоже не обошлось. Во время сольного выступления Летова звук в зале был не самый приятный, создать органичную музыкальную картинку у звукорежиссёра не получилось - "живые" инструменты перекрывали записанный аккомпанемент. Ситуацию удалось исправить только во втором отделении, когда музыканты уже работали без "подкладок".

В своём сольном выступлении Летов много внимания уделил творчеству Сергея Курёхина, известного российского музыканта, основателя экспериментальной группы "Поп-механика", скончавшегося в 1996 году.

- Его музыка достойна большей известности и популярности. Я в своей жизни многим обязан Курёхину, он в своё время нашёл меня в Ленинграде, и вывел на сцену в "Поп-механику", - рассказал слушателям Летов, после чего сыграл несколько эффектных соло, на отрывки из курёхинских вещей, сочетавших в себе смесь рока, фольклора и психоделики.

DSC02323.jpg

После перерыва на сцену вышла сибирячка Анастасия Маслобоева. На суд зрителей девушка представила импровизационный коктейль из кельтской, восточной, русской народной и электронной музыки. Исполнительница пела, играла на цимбалах и смычковом псалтерионе. Несмотря на заявленную творческую плодовитость, а Анастасия плотно сотрудничает с известным европейским лейблом импровизационной музыки Leo Records, в полной мере увлечь слушателей у девушки не получилось. Во время второго отделения в зале можно было наблюдать значительное количество свободных мест. В заключительной части концерта к Анастасии присоединился Летов, дуэт выдал несколько импровизационных тем. После концерта Сергей Летов отметил, что с Анастасией его связывают исключительно "спонтанные" музыкальные отношения.

- У нас с Настей нет готовых вещей, всё, что мы с ней делаем - чистая импровизация, - рассказал саксофонист.

DSC02306.jpg

У зрителей творческий союз вызвал смешанные чувства, для одних всё услышанное стало своеобразным музыкальным откровением, а кто-то от дуэта ожидал чего-то большего.

- Мне показалось, что немного затянулось второе отделение. Я конечно не профессионал, и рассуждаю как обычный слушатель, но мне показалось, что музыка у Анастасии несколько скучновата, все вещи похожи друг на друг, развития мелодического нет, а очень бы хотелось, - поделилась впечатлениями с корреспондентом "Куда идти" молодая девушка, представившаяся Лизой.

Максим Никитенко
  Рубрика: Культура
  • 0
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       







Памятная дата военной истории России

22 марта

В этот день в 1915 году русские войска после многомесячной осады взяли крупнейшую австрийскую крепость Перемышль.



Подробнее...


Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus