Новости Республики Коми | Комиинформ

Пешеходов предлагают штрафовать за разговоры по мобильному на "зебре"

Пешеходов предлагают штрафовать за разговоры по мобильному на "зебре"
Пешеходов предлагают штрафовать за разговоры по мобильному на "зебре"
logo
Пешеходов предлагают штрафовать за разговоры по мобильному на "зебре"
thenplanet.com

Пешеходов, разговаривающих по телефону во время перехода дороги, предлагают штрафовать на сумму от 500 до 800 рублей. Законопроект с соответствующими поправками в КоАП РФ подготовили депутаты Калининградской областной думы, пишут "Известия". По мнению депутатов, использование мобильных телефонов на "зебре" снижает внимание и ухудшает координацию пешеходов, что приводит к смертельным ДТП. Также депутаты считают необходимым ужесточить наказание за разговоры по мобильному и для водителей: если телефонный разговор стал причиной ДТП, то водителя предлагают штрафовать на сумму до 5 тыс. рублей или лишать водительских прав на срок до шести месяцев.

Депутаты считают необходимым дополнить гл. 12 КоАП РФ новой статьей — 12.29.1 "Пользование пешеходом телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах". За разговор на регулируемом пешеходном переходе — штраф 500 рублей, на нерегулируемом — от 500 до 800 рублей.

Отметим, сейчас разговаривать по мобильному на "зебре" законом не запрещено. За "нарушение правил дорожного движения пешеходом", например переход дороги в неположенном месте, согласно ст. 12.29 КоАП, грозит "предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей".

В случае если пешеход создал помеху в движении транспортных средств — например, двигался по оживленной дороге вместо тротуара или специальной пешеходной дорожке, в соответствии со ст. 12.30 КоАП, он может быть оштрафован на 1 тыс. рублей.

"Пешеходы — одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией — как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за пользования телефоном пешеходы при переходе дороги становятся жертвами ДТП. Разговор по мобильному на "зебре" уменьшает внимание и координацию", — отмечают депутаты.

Правом штрафовать пешеходов, согласно проекту, будут наделены сотрудники ГИБДД, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции. При этом депутаты отмечают, что за использование пешеходом телефона, оборудованного техническим устройством для переговоров без использования рук, наказывать не будут.

По официальной статистике ГИБДД, с января по август 2015 года произошло 33 тыс. ДТП с участием пешеходов, в которых 3,8 тыс. человек погибли, 30 тыс. получили травмы.

Из зафиксированных ДТП 10,5 тыс. случаев наезда водителей на пешеходов произошли на переходах (на регулируемых — 3,1 тыс. случаев, на нерегулируемых — 7,3 тыс. ДТП). По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 0,3%.

Также депутаты считают необходимым ужесточить наказание за разговоры по телефону и для водителей — предусмотреть ответственность для водителей, если телефонное общение стало причиной ДТП. Штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.

"В настоящее время весьма часто водители транспортных средств нарушают ПДД, в частности, разговаривая по мобильным телефонам с использованием рук. Именно данный фактор часто приводит к ДТП по вине разговаривающего по телефону водителя. Это продиктовано отвлеченностью внимания к происходящей дорожной обстановке", — считают депутаты.

В связи с этим законопроектом предполагается внести изменения в ст. 12.36.1 КоАП РФ и добавить подпункт 2, согласно которому за использование телефона за рулем, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, предусмотрен "штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев".

Сейчас ст. 12.36.1 предусматривает штраф для водителей в размере 1,5 тыс. рублей за "пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук".

По данным ГИБДД, с января по август 2015 года было зафиксировано 100 тыс. ДТП, которые произошли из-за нарушения водителями правил ПДД, что почти на 10% меньше, чем в прошлом году. В результате погибли 12 тыс. человек, 132 тыс. человек получили травмы. Отдельной статистики по числу аварий по вине водителей, которые разговаривали по телефону, ГИБДД не ведет.

Как ранее сообщали "Известия", за первое полугодие 2015 года россияне заплатили за использование мобильного телефона за рулем 63 млн рублей. За этот период сотрудники ГИБДД оштрафовали около 42,5 тыс. водителей (штраф составляет 1,5 тыс. рублей), что на 6% больше, чем в 2014 году.

Председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов пояснил, что в 90% ДТП с пешеходами виноваты водители.

"Автомобилисты в массовом порядке не снижают скорость перед "зеброй", поэтому зачастую видят пешехода в последний момент и просто не успевают остановиться. Пешеходы же сами становятся причиной ДТП только в том случае, когда не успевают перейти дорогу за цикл светофора", — говорит Соколов.

Эксперт полагает, что инициатива по введению штрафов для пешеходов за разговоры по телефону в случае принятия законопроекта будет малоэффективной.

""Зебра" — это зона пешехода. Главный его инструмент для защиты от наезда — это зрение, а не слух. Пешеход должен видеть обстановку", — говорит Соколов.

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что в условиях нынешней экономической ситуации к ужесточению наказания в виде повышения штрафов прибегать нужно как можно реже.

"Поймать пешеходов крайне тяжело, они просто скрываются с места ДТП и всё. К тому же в силу массовых сокращения в МВД гаишников не хватает, — говорит Старовойтов. — И надо учитывать сложившуюся экономическую ситуацию и ко всем законодательным инициативам, связанным с поднятием штрафов, относится аккуратнее".

При этом, по мнению депутата, не важно, каким образом пешеход или водитель разговаривает по телефону, — при помощи рук или без.

"Отвлекающим фактором становится сам разговор, когда человек полностью погружается в свои мысли и перестает контролировать происходящее вокруг", — говорит он.

Сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов согласен, что разговоры по телефону действительно отвлекают и водителей, и пешеходов от дорожного движения.

"За рубежом водителей активно штрафуют за звонки за рулем, это распространенная практика в Европе — во Франции, Испании, Англии, — говорит Морозов. — Однако для применения инициативы в современных реалиях необходимо проанализировать, как часто разговор по телефону может становиться причиной ДТП".