1 октября Владимир Путин провел в Кремле заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Одной из тем общения с правозащитниками стали факты, изложенные в федеральных изданиях о том, что к арестованным фигурантам "дела Гайзера" не допускают адвокатов.
Президент пообещал рассмотреть мнение адвокатского сообщества о безобразиях, с которыми оно сталкивается в правовой практике.
Факты из статьи "МК" президенту озвучил председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов "Адвокатское партнерство" Юрий Костанов.
Он заявил о недопустимости препятствовать конституционному праву граждан на защиту.
"Буквально вчера в "Московском комсомольце" была опубликована заметка о том, что по уголовному делу по обвинению экс-главы Коми и всей компании вокруг него не допускают вообще адвокатов к ним. Адвокатов, у которых есть соглашение на защиту этих людей, - заявил Юрий Костанов. - Я не могу ничего хорошего сказать об этих арестантах, я их не знаю лично. Ничего плохого тоже не могу. Они еще не признаны преступниками, и если если им грозит тяжелейшее наказание в связи с тяжестью преступления, то должны быть совершенно четкие гарантии того, что не будет судебной ошибки. Без нормальной защиты добиться это невозможно.
Но в СИЗО их не допускают без разрешения следователя, а следователь отказывает — ведь есть адвокаты по назначению. Это противоречит конституционным принципам. Никаких разрешений от следователей адвокат не должен предъявлять. Конституционный и Верховный суды совершенно четко высказались на эту тему. Единственный, кто меня должен допускать к защите — сам обвиняемый, он имеет право выбирать себе защитника, а если адвоката навязывает следователь - это очень плохо. Защита по назначению часто оказывается очень слабой защитой или антизащитой. Это безобразие!"
Владимир Путин отреагировал на слова Костанова с крайним удивлением: "Я даже затрудняюсь что-то ответить, я в первый раз слышу, что есть такие проблемы. Передайте мне ваши замечания.
Генеральная прокуратура должна заняться этим напрямую, это ее задача — обеспечивать права граждан. И если нужны какие-то дополнительные решения на уровне Верховного суда, других инстанций, нужны другие дополнения в закон — я с вами согласен, надо это сделать. И тогда, наверное, будет меньше судебных ошибок, связанных с тем, что к лишению свободы осуждаются невиновные люди, либо санкции к ним слишком большие и неоправданные", цитирует главу государства "Московский комсомолец".