Арест действующего губернатора всегда сенсация. В "лихие 90-е" такое вообще не практиковалось, хотя уже после отставки региональные лидеры время от времени переквалифицировались в обвиняемых. И даже после того, как в 2006 г. Алексей Баринов переехал из кабинета главы Ненецкого автономного округа прямо в камеру следственного изолятора, это не превратилось в систему: после возбуждения уголовного дела губернатор просто лишался поста "в связи с утратой доверия" президента. И лишь арест сахалинского руководителя Александра Хорошавина в марте 2015 г. позволил экспертам заговорить о "новой реальности", в которой проследовать по "бариновскому маршруту" может не только какой-нибудь оппозиционный мэр, но и вполне уважаемый член партии власти, пишут "Ведомости".
Однако задержание главы Республики Коми Вячеслава Гайзера по беспрецедентному для губернаторов обвинению в организации преступного сообщества и размах арестов в республиканской верхушке выделяются даже на этом фоне. И в этой ситуации трудно обойтись без конспирологических обобщений, пусть даже и в виде теоремы, а не аксиомы.
Итак, дано: экономическая ситуация ухудшается, заклинания о скором завершении кризиса не работают, перспективы снятия санкций не просматриваются. "Единая Россия" 13 сентября выступила ожидаемо сокрушительно, но что будет через год на думских выборах и особенно в 2018 г. на президентских – предсказать невозможно. А вот исключать тот самый бунт элит, о котором пока безнадежно твердят некоторые комментаторы, вряд ли стоит.
Отсюда вопрос: что должна доказать федеральная власть, чтобы у этих самых элит не возникло желания подтвердить такие прогнозы? Что на расправу со смутьянами сил у нее хватит всегда, независимо от курса доллара и цены на нефть. Нужно ли для этого "закрывать" реально нелояльного губернатора? Вовсе нет, даже наоборот: принцип "бей своих, чтобы чужие боялись" выглядит куда более устрашающе.
Но разве прецедента с Хорошавиным для этого недостаточно? Видимо, нет, ведь сахалинское дело за прошедшие полгода стало многими восприниматься как нечто исключительное: изъятый миллиард наличными и золотая ручка за 36 млн явно не тянут на типический случай. А потенциальные бунтари должны понять, что это не эксклюзив, а система. Тем более что с фактурой у Следственного комитета не заржавеет.
Вопрос лишь в том, не придется ли властям для сохранения должного эффекта применять "теорему Гайзера" все чаще и чаще.