В законодательство по капремонту многоквартирных домов внесен ряд изменений в связи с принятием федерального закона №176-ФЗ.
О новациях участникам видеоконференции на тему "О вопросах проведения капитального ремонта многоквартирных домов в РК" в Государственном Совете Республики Коми 25 августа рассказала заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Марина Рудавина.
Видеосеминар открыл председатель Госсовета республики Игорь Ковзель. "Это уже третья наша встреча. Мы начали с сентября 2014 года и стали разбираться со схемой проведения капремонта. В декабре прошлого года обсудили первые итоги реализации законов, был принят базовый закон о Региональном операторе Республики Коми. У нас был установлен самый низкий тариф, который позволяет федеральный закон. Но вопросов становится не меньше, а больше. Принятый год назад закон о капремонте еще не заработал в полную силу, не до всех муниципалитетов дошел, — признал спикер регионального парламента. — Сегодня идет волна вопросов, больше негативных, от жителей республики. Совместно с правительством мы даем разъяснения муниципалитетам, но все двигается очень медленно. Необходимо разобрать все по косточкам".
Марина Рудавина обстоятельно рассказала о законодательстве по капремонту
Среди главных проблем, по его мнению, своевременное представление информации по многоквартирным домам, получение базы данных по собственникам жилых помещений, взаимодействие между муниципалитетами, Региональным фондом капремонта и самими жильцами.
При этом есть муниципалитеты, достаточно успешно решающие проблемы, а города Сыктывкар, Печора и Воркута попали в число отстающих.
М.Рудавина сделала обстоятельный доклад о новшествах в связи с принятием 29 июня текущего года ФЗ-176, который внес поправки в Жилищный кодекс РФ, касающиеся капремонта. Изменения в законодательство будут вноситься и далее. Так, например, сейчас на собираемые на спецсчетах в банках деньги начисляется небольшой процент, но планируется приравнять их к депозитам, чтобы накапливались "нормальные" проценты и эти средства затем шли на капремонт. Обсуждается и вопрос о льготах для населения. Один из предлагаемых вариантов это предоставление льгот для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих наследников — их жилье отойдет муниципалитетам. Второй вариант — освободить от платежей граждан в возрасте 80 лет и старше. "Проект закона в Госдуму РФ подготовлен. Найдут ли в нем отражение эти предложения — до конца года увидим", — отметила М.Рудавина.
Статья 168 ФЗ-176 дает право собственникам помещений право контролировать проведение капремонта, который осуществляет Региональный оператор. Также с жильцов не будут взимать взносы на капремонт, если муниципалитет принимает решение о сносе жилья, которое не является ветхим или аварийным. "В Сыктывкаре есть массовая застройка, но будет снос этих домов, которые не признаны ветхими. Просто принято решение, что это место будет застраиваться снова", — пояснила она.
Период реализации капремонта сокращен с 7 лет до 3 — в этот срок муниципалитеты "имеют право передвигать дома без согласия собственников".
Доходы от общего имущества многоквартирного дома (реклама, аренда и пр.) могут быть направлены на капремонт. По статье 170 собственники не имеют права принимать решение о капремонте, если на спецсчете не хватает денег.
Принят и целый ряд других новаций. Будет создаваться система "ГИС ЖКХ", в которую попадет вся информация по отрасли. Для проведения капремонтов будет создаваться Реестр добросовестных подрядчиков, из числа которых возможно будет выбирать подрядные организации. Вся техническая документация по капремонту будет передаваться в УК и ТСЖ, чтобы они знали, как дальше эксплуатировать здание.
Анна Воробьева назвала проблемы, с которыми столкнулся Региональный оператор
Гендиректор НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Анна Воробьева рассказала, с какими проблемами столкнулся Региональный оператор, приступив к деятельности. Так, оказалось сложно заполучить сведения о собственниках помещений. Росреестр может предоставить сведения, но на платной основе, а денег у РО на это не предусмотрено. Кое-где в программу капремонта включены аварийные дома и даже сооружения, которых нет в реальности. Неправильно определяется общая и жилая площадь домов, например, из села Койгородок пришли сведения о доме в 16 или 17 этажей. Соответственно, РО ведет работу с муниципалитетами по устранению неверных сведений. У РО нет удаленных рабочих мест в городах и районах. Планируется вести работу через многофункциональные центры и энергосбытовую компанию, но все это требует дополнительных денег из бюджета.
И.Ковзель озвучил вопросы по комиссиям при уплате квитанций и местонахождению аккумулируемых средств, на которые М.Рудавина и А.Воробьева дали ответы.
Затем начали поступать вопросы из студий городов и районов республики.
Сыктывкар поинтересовался индексацией средств на капремонт в зависимости от инфляции: не получится ли так, что со временем накопленные взносы будут "съедены"? М.Рудавина пояснила, что взносы будут индексироваться в первые три года, а потом подлежат пересмотру. Работа РО предусмотрена так, что у него остается в первый год до 50 процентов собранных средств, в последующие два года — до 30 процентов. "На эти средства будут расти еще проценты в банке. Все это для того, чтобы не получилась ситуация, когда не останется денег на капремонт", — заверила М.Рудавина.
Также был поднят вопрос был о недостаточности информационно-разъяснительной работы по организации капремонта. "К сожалению, вся разъяснительная работа в муниципалитетах сводится к заметкам в газетах, а управляющие компании самоустранились. Мы выезжаем во все муниципальные образования, встречаемся с населением, проводим семинары", — отметила замминистра.
Депутат Совета Воркуты Валентин Копасов спросил: надо ли платить взносы за капремонт жильцам домов, которых будут переселять? Есть ли льготы для населения? М.Рудавина ответила, что жильцы расселяемых домов не должны платить за их капремонт, а льготы для граждан есть: "Взносы за капремонт точно так же входят в меры социальной поддержки, как и для льготников и малообеспеченных граждан".
Из Усинска спросили: как быть с промежутком времени, когда прежний владелец квартиры продал ее, а новый еще не успел зарегистрировать свое право собственности? "Если вы заплатили за старого владельца, то обращайтесь к нам, мы проведем перерасчет, а потом будем взыскивать с него, — ответила А.Воробьева. — Но вообще Жилищный кодекс говорит, что судьба помещения преследует судьбу долга. При покупке квартиры рекомендуем смотреть, есть ли задолженность по капремонту".
В Ухте спросили: как наладить совместную работу РО и Росреестра, чтобы получать информацию о собственниках жилья, и возможно ли банкротство оператора? М.Рудавина сообщила, что схема взаимодействия с Росреестрмо уже готова и нужны лишь соответствующие законодательные новации. Банкротство РО невозможно, но даже если такой гипотетический случай произойдет, взыскание может быть наложено лишь на счет самого оператора, на имущество, полученное из бюджетных средств, аккумулированные же средства населения защищены законом.
Поступил также еще ряд вопросов, а некоторые муниципалитеты Коми пояснили, что они ответы уже получили и новых вопросов не имеют.
Председатель Комитета Госсовета Коми по социальной политике Михаил Брагин предложил выйти с законодательной инициативой и отложить реализацию федерального закона по капремонту на два года, а за это время утрясти все проблемные моменты.
Резюмируя итоги видеосеминара, И.Ковзель заявил, что проблема заключается не в законах о капремонте, а в их реализации на практике. "У меня мнение сложилось такое, что на самом деле основная проблема — это отсутствие нормальной информационной работы. Открытый разговор способствует решению проблем. Сегодня мы решаем вопросы — это не вопросы неправильного законодательства или неправильных расчетов — эти вопросы потому и решаются, что возникли. Региональный оператор сталкивается с проблемой и постепенно ее решает. К концу года большинство претензий к оператору удастся снять. Что касается инициативы отложить закон, у меня ощущение, что за эти два года ничего не произойдет. Окажется, что у нас достаточно других проблем, которыми надо заняться... А через два года вернемся ровно в такую же ситуацию. Так давайте ее добивать уже сегодня. Давайте встречаться с гражданами —и обязательно это должны делать и Региональный оператор, и Минархстрой. Когда простым человеческим языком объясняют, то все понятно. А когда говорят, мол, там-то размещен закон, читайте — это непонятно", — подчеркнул И.Ковзель.