В Финно-угорском этнокультурном парке сегодня, 22 августа, прошло торжественное закрытие VII Международного симпозиума по скульптуре "Финно-угорский мир. Память".
Дипломы участникам вручил председатель правительства Республик Коми Владимир Тукмаков, предварительно осмотрев новую коллекцию скульптур, созданную мастерами за две недели.
Первой на пусти следования главы кабинета министров региона оказалась скульптура венгра Шандор Маколди, которую он назвал "Сила вызова". На валуне, по форме отдаленно напоминавшем яйцо, были выгравированы древние символы. Скульптор показал и рассказал, что на камне изображен человек с распахнутыми одеждами. из под одежд выходит человекоподобный меч. одежды напоминают полог чума, что является защитными символами у многих народов.
В целом же скульптура символизирует близость народов: венгров, русских, коми...
Владимир Тумаков отметил, то результат труда венгра оказался очень интересным и знаковым.
По словам председателя экспертного совета члена-корреспондента Российской академии художеств, лауреата всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству, члена Союза художников России Владимира Тишина, работа мастеров на симпозиумах весьма специфична. Одно дело претворять свои идеи в жизнь в своей мастерской, совсем другое - на таких мероприятиях, где за определенный промежуток времени, практически под постоянным пристальным наблюдением коллег и посетителей этнопарка, в любую погоду.
Владимир Тишин обратил внимание на камни, которые использовали скульпторы. По его мнению, качество всех монолитов пострадало от того, что в основном это взрывные породы. При взрывах в камнях образуются трещины. Порой они незаметны невооруженным глазом, но при работе мастеров, доставляют неудобства, так как нельзя предугадать, в каком месте он вздумает раскрошиться. На западе такие камни, прежде чем взять в работу, подвергают ультразвуковому исследованию.
Как отметила министр культуры Коми Анастасия Прокудина, если бы камень был из вырезных пород, то это значительно сказалось на бюджете симпозиума, в целом.
Особо с камнем не повезло мастеру из Санкт-Петербурга Юрию Шилову. Сначала собирался изваять из своего монолита сказителя, но, вероятно, камень того не хотел.
"Руки опускались, - признается скульптор. - Долго ничего в голову не приходило. Потом решил, что раз этот симпозиум проходит в преддверие Дня рождения республики, нужно связать все именно с этим событием".
Свою скульптуру, которая немного контурно напоминает герб региона, Юрий Шилов назвал "Возрождение", как возрождение в камне рода, народности.
Кстати, наблюдатели заметили схожесть с гербом, только гербом Сыктывкара, у скульптуры "Тотем" молодого мастера Дмитрия Демьянова. В камне выгравировано изображение медведя с солнечными знаками. По поверьям, медведь спустился с небес, поэтому и изображается со знаком солнца.
Сыктывкарец Александр Выборов воплотил в камне Стефана Пермского, плывущего по реке на камне. По словам автора, когда-то он побывал на экскурсии в деревню Ыб, и экскурсовод рассказала легенду, как креститель Коми плыл на камне по Сысоле до Ыба. Правда, крест, которым, якобы, греб Стефан Пермский, мастер заменил все-таки на весло, посчитав, что так рациональнее. Выборов приехал на симпозиум уже с эскизом, и камень ему попался удачно, резал как по маслу.
Еще один сыктывкарец Сергей Разманов высек из камня сокола или варыша. Напомним, идею ему подсказала сама природа еще в самый первый день. И вот через две недели птица с мощным клювом и древними символами на груди восседает на груде камней.
Дораев Макта свою абстрактную композицию назвал "Память". В его понимании, память - это сплетенный клубок нитей, но признает, что каждый понимает это по своему. кто-то может разглядеть в скульптуре отца, мать и ребенка, кому-то покажутся бивни мамонта, то тоже олицетворяют память.
Венгр Тамаш Эрдеи воссоздал в камне портрет коми девушки (Коми ныв). Признался, что еще дома присмотрел фотографию девочки в национальном костюме. ее лицо попытался показать в камне, нарядив ее в платок, который носят и пожилые женщины. тем самым венгр обозначил связь между поколениями.
Норвежец Скотт Тое обработал камень так, то он стал похож на эмбриона. Причем, в скульптуре явно проглядывается женская фигура. По словам Скотта, поза эмбриона несет в себе глубокий сакральный смысл привязанности к роду, к семье. По его словам, камень попался очень твердый, прямо как женщины в Норвегии.
У мастера из Удмуртии Виталия Окуня камень оказался многогранным. Сверху - лицо прачеловека, с одной стороны - реликтовая рыба, с другой - птица с яйцом, с третьей - мамонтенок. Причем, особо камень скульптор не насиловал, лишь подчеркивал то, что уже было предложено природой.
Десятый мастер, принимающий участие в симпозиуме, Анжела Разманова свой камень использовала как постамент, скульптуру же она изваяла из металлической сетки. Благодаря ее усилиям, в этнопарке поселился "Эжа-ен" или Луговой ангел. Это ангел, который носится по небу и собирает тучи. Так и получилось. Наловил, так как день не прошел без дождя.
"Впечатления остались замечательные. Самое главное, что здесь присутствует дух творчества, коллективизма, содружества, - заметил Владимир Тукмаков после небольшой экскурсии. - Замечательные работы. Каждая хороша по своему. Но я не специалист в этой области, не могу говорить как профессионалы. Но лично мне все понравилось. Особенно понравилась работа Виталия Окуня. Впервые слышал от мастеров такой термин, как я увидел этот камень и сразу в него влюбился. Это удивительное свойство мастеров видеть в необработанном камне что-то свое , живое, и не делать из камня скульптуры, а оттачивать в камне то, что уже дано природой".
Вручая дипломы участникам симпозиума, Владимир Тукмаков отметил, то каждый из них подарил республике часть своей души.
Председатель правительства региона отметил, что все новые скульптуры должны стать визитной карточкой этнопарка, а сам парк - международной площадкой для культурного сотрудничества.
В ответном слове норвежец Скотт Тое отметил, что мастера в своих работах оставили сообщение для будущих поколений. В своей речи Скотт Тое не обошел проблемы взаимоотношений между странами, и подчеркнул, что этот проект является свидетельством того, как сегодня культура работает лучше, чем дипломатия.