Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми работники и работодатели все чаще обращаются к "электронному инспектору" по труду

В Коми работники и работодатели все чаще обращаются к "электронному инспектору" по труду
В Коми работники и работодатели все чаще обращаются к "электронному инспектору" по труду
logo
В Коми работники и работодатели все чаще обращаются к "электронному инспектору" по труду
Фото Юрия Попова

В Коми работники и работодатели все чаще обращаются к онлайн-сервису "электронный инспектор" на специальном федеральном сайте Онлайнинспекция.рф для защиты своих трудовых прав и проверки соответствия бизнеса трудовому законодательству России. Об этом "Комиинформу" сообщила врио руководителя Государственной инспекции труда Республики Коми Лидия Некучаева.

Интернет-сервис был создан специалистами Роструда в 2012 году, но постепенно на нем появляются все новые и новые сервисы, направленные на работу с населением и руководителями предприятий и организаций в сфере трудовых отношений. Новая концепция Роструда направлена на формирование модели соблюдения трудового законодательства, основанной на сотрудничестве между Гострудинспекцией, работодателями и работниками — вместо "модели санкций".

На сайте уже запущены сервисы "Дежурный инспектор" (с середины 2014 года), "Сообщить о проблеме", "1000 вопросов и ответов", планируется создание иных онлайн-сервисов. В конце 2014 года появился сервис "Электронный инспектор", он пока работает в пилотном режиме и продолжает развиваться.

gti_310715_01.jpg

"Работники через сервис "Электронный инспектор" могут напрямую обратиться в Гострудинспекцию за разъяснениями по поводу проверки и ответственности работодателя. А сам работодатель может посмотреть в каком виде будет проводиться проверка, проверить сам себя на предмет нарушений в документах и получить возможность исправиться до того, как придет "живая" проверка со всеми вытекающими из этого последствиями. Он может не указывать свои настоящие данные, а зайти под вымышленным названием организации, и проверить свои данные на соответствие трудовому законодательству. Это своего рода пропаганда внутреннего контроля среди самих работодателей", — пояснила Л.Некучаева. По сути, "Электронный инспектор" может заменить "живого" инспектора труда.

"Многие в Коми, думаю, уже пользуются этим сервисом", — отметила она.

gti_310715_03.jpg

Пилотный сервис содержит 10 проверочных листов, соответствующих основным разделам трудового законодательства, нарушения которых работодатели допускают чаще всего. После завершения тестирования первых листов в 2015 году планируется дополнительно разместить еще более 60 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, за исключением вопросов охраны труда.

Результатом заполнения проверочного листа является заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, а в случае их выявления сервис предоставляет конкретные инструменты для их устранения.

"Система очень простая. Если она выявляет нарушения, то указывает, что выявила и дает рекомендации по их устранению. Сервис даже предоставляет бланки образцов необходимых документов и рекомендации по их заполнению", — указала Л.Некучаева.

Работодатели активно пользуются пилотной версией сервиса и за первое полугодие 2015 года было пройдено 39 тысяч 220 проверок, в ходе которых выявлено 34 тысячи 900 фактов нарушения трудового законодательства.

gti_310715_04.jpg

С момента ввода в строй сервиса "Сообщить о проблеме" всего по России через сайт поступило более 54 тысяч 400 обращений, что составило 39,7 процента от всех электронных обращений в Роструд и его территориальные органы. Срок рассмотрения обращений составляет 30 дней.

"Сервис очень удобный, работнику не надо отпрашиваться с работы, писать заявление, собирать пакет документов, чтобы просигнализировать в Гострудинспекцию о проблеме. Есть и сервис "Дежурный инспектор" — он позволяет получить ответ на вопрос как работнику, так и работодателю в течение трех дней. В Роструде сидит целый отдел специалистов, которые готовят ответы за этот срок. Можно смотреть и ответы на схожие вопросы. Есть сервис "1000 вопросов и ответов", это постоянно обновляемая база ответов по мере внесения изменений в законодательство, здесь всегда свежая информация. Раздел "Обсуждения" — со стороны могут предложить хорошую идею для решения той или иной проблемы. К нам приходят люди, они говорят: посмотрели на этом сайте, увидели, что мои права нарушены — проведите проверку", — рассказала заместитель начальника сыктывкарского отдела Гострудинспекции Нелли Ефименко.

gti_310715_05.jpg

По Республике Коми за первые 6 месяцев 2015 года в Гострудинспекцию поступило 86 онлайн-заявлений на проведение проверки на предмет соблюдения трудового законодательства.