На несколько дней в Сыктывкар приехал его уроженец, музыкант, педагог, автор учебников по Средневековой музыке, основатель Оркестра волынок и барабанов Владимир Молодцов, больше известный под псевдонимом Вилли.
Кроме посещения родителей и общения с друзьями, вот уже 19-й раз его визит носит просветительский характер. Традиционно он дает закрытые камерные концерты-лекции и открытые представления на открытом воздухе, чтобы познакомить сыктывкарцев с барочной музыкой и экзотической для региона волынкой.
Пятничный вечер В.Молодцов посвятил модному в Средневековье домашнему музицированию, для чего собрал знатоков и поклонников музыки в мастерской сыктывкарских художников Сергея и Анжелы Размановых.
Рассказы о музыкальной моде под аккомпанемент музыканта Майка Таткина перемежались с игрой Вилли на нескольких видах флейт в сопровождении электронного клавесина (Наталья Обрезкова).
Музыкант рассказывал о средневековой музыке так живо, как будто это происходило не в 16-м веке, а только вчера. Как о знакомом о поведал слушателям о Петруччо, который изобрел в свое время станок для печатания нот, тем самым совершив первый прорыв в домашнем музицировании. Петруччо получил от властей патент на 30 лет и быстро смекнул, что печатать можно не только церковную, но и светскую музыку.
Однако средневековому рационализатору пришлось несладко, когда на горизонте возник француз Пьер Этеньян со своим изобретением нового, практически скоростного вида печати: нотный сборник теперь можно было изготовить за пару дней. Именно он издал около сотни нотных сборников, на основе которых мы теперь и знаем средневековую музыку.
Благодаря достижениям современников, каждый уважающий себя средневековый гражданин считал обязанным усвоить инструмент и развлекать товарищей. По словам Вилли, были в то время и аналоги современной группы "Ленинград" с Сергеем Шнуровым. "Были весьма популярны песенки довольно скабрезного содержания типа "Ах, почему я не лужайка", - рассказал музыкант.
Началась большая гонка: учебники, пособия, новые инструменты, которые в то время были как новые модели телефонов для людей 21-го века.
Перед Вилли на столе лежало пять видов флейт, включая басовую внушительных размеров. Тогда же, в 16-м веке, количество видов разных флейт достигало 250-ти, а размер самой крупной - 2,5 метров. "Почему? Да потому что не было единых стандартов, а диапазон инструмента колебался в двух октавах, что, разумеется, очень мало", - объяснял В.Молодцов.
Но пришел некто Ганасси и изобрел флейту с диапазоном в три с лишним октавы. При этом он начал выпускать соответствующие нотные сборники, а падким на музыку покупателям, сталкивавшимся с проблемой невозможности воспроизвести пьесы на их кустарных инструментах, в конце сборника подсовывал адрес - свой, разумеется, где можно соответствующую флейту изобрести. Таким образом искусство в то время органично сочеталось с коммерцией.
Кстати, флейту предприимчивого композитора после многовековых поисков отыскали только в 80-е годы 20-го века в подвале брюссельского музея.
Следом пришел голландец Якоб Ванейк со своими песнями-раздумьями, одну из которых - "Лепестки розы" - Вилли сыграл соло.
Таким образом, средневековые люди обладали всем, чтобы играть много и часто: нотами, инструментами, свободным временем, желанием поразить друзей и развлечься. И главное, музыка была легкой для воспроизведения. "Не примитивной, - подчеркнул педагог, - а именно легкой". А для тех, кто совсем не хотел заморачиваться с нотной грамотой, композиторы выпускали "лайт-версии", где, скажем, на лютне нужно было запомнить только, как зажимаются аккорды: примерно так, как сегодня молодежь играет на гитаре.
Ближе к концу вечера Вилли продемонстрировал сыктывкарцам довольно редкую пьесу - танец, написанный специально в честь заглянувшего в Европу российского императора Петра I. Танец, очень популярный 300 лет назад, так и назывался - "Царь Московии".
Закончив концерт, Вилли анонсировал будущий open-air, время и место которого будут определены в ближайшее время и сыграл для желающих, среди которых был и композитор Михаил Герцман, на басовой-флейте.