Все профессиональные водители — таксисты, дальнобойщики, водители автобусов и маршруток — должны будут раз в 5 лет проходить обучение и сдавать экзамен. Как рассказал "Известиям" председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, сейчас готовятся соответствующие поправки в законы об образовании и о транспортной безопасности. По данным ГИБДД, только за первые четыре месяца 2015 года по вине водителей грузовиков и автобусов произошло более 5 тыс. аварий.
"Мы хотим, чтобы раз в 5 лет профессиональный водитель проходил переподготовку, чтобы он обновлял и закреплял свои знания, — сказал Евгений Москвичев. — Это не значит, что человек будет заново получать водительские права, это именно переподготовка. Образовательный курс может измеряться в часах — например, он может быть рассчитан на 10 или 20 часов. Речь идет о всех водителях, которые работают по найму. При этом не имеет значения, в чьей собственности находится автомобиль — физического или юридического лица".
По словам Евгения Москвичева, за 5 лет могут измениться многие правила, которые нужно знать водителю-профессионалу.
"Например, он может узнать, что уже не так перевозятся опасные грузы, не так крепится ремень безопасности в автобусе, ниже должна быть скорость при перевозке детей и т.д., — сказал депутат. — Врачи проходят повышение квалификации регулярно. Это же неплохо! Водители также должны это делать".
Москвичев добавил, что некоторые водители сейчас по своей инициативе или инициативе работодателя проходят переподготовку.
"Но большинство дополнительное обучение не проходят и как получили свои права 40 лет назад, так с ними и ездят", — сказал депутат.
Он добавил, что переподготовку можно будет пройти в специальных центрах или в автошколах, имеющих соответствующую лицензию, пишут "Известия".
По информации ГИБДД, большинство аварий происходит по вине водителей легковых автомобилей. За январь–апрель 2015 года они стали виновниками 32 тыс. ДТП. При этом у 348 водителей была лицензия на перевозочную деятельность. 2,7 тыс. аварий произошло по вине водителей грузовиков. 1,4 — водителей автобусов, 50 — водителей трамваев, 74 — водителей троллейбусов.
Как рассказал председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, в СССР профессиональные водители были обязаны повышать свою квалификацию, а сейчас — нет. По его словам, 40% водителей грузовиков сейчас — иностранцы. Остальные в основном получали права еще в советское время и с тех пор больше не проходили обучение. Нарушения допускаются очень часто.
"На зарубежных машинах есть ограничители скорости. На профессиональном сленге это называется "ездить на вожжах". Водители эти "вожжи" отвязывают, и машина весом 40 т едет по дороге со скоростью 150 км/ч. Товарищ, которому нужно сделать определенное количество "ходок", чтобы привезти в свое село не унизительную зарплату, так вот "летает"".
По словам Александра Котова, наиболее часто нарушается трудовое законодательство, а на дороге, в отличие от офиса, это вопрос жизни и смерти.
"Работодатели предъявляют требования, которые противоречат трудовому законодательству, — сказал он. — Самое главное — вовремя довезти груз. А это значит не спать сутками. Но даже если работодатель, наоборот, требует соблюдать нормальный режим, водители часто этого не делают. Ему сказали, чтобы в 10 он был на стоянке и спал. Нет, он работает до 12: у него сегодня хороший день, ему сегодня "катается". Но так делать нельзя: усталость накапливается. Сон за рулем — самое страшное. Наш профсоюз существует 17 лет. За это время мы похоронили 18 человек. Процентов 10 водителей получили в ДТП серьезные травмы".
Глава профсоюза считает, что квалификацию водителям повышать необходимо, но при этом он опасается, что появятся центры и автошколы, которые будут просто продавать корочки, превращая обучение в профанацию и просто зарабатывая на этом деньги.
В учебном центр Volvo Group, который находится в подмосковных Химках, рассказали, что однодневный курс (8 часов) по безопасному и эффективному вождению стоит 8 тыс. рублей для одного водителя. Часто обучение оплачивают работодатели. Обучение может входить в пакет услуг при покупке грузовика. Как правило, занятия проводятся на том самом автомобиле, на котором ездит или будет ездить водитель. Водителям в частности приводят примеры реальных ДТП, а также рассказывают, как экономить топливо.
Кроме того, эксперты считают, что таксистам стоило бы еще поучиться вежливости.
"Культура общения — это когда водитель спрашивает, можно ли включить музыку. Если в машине ребенок, нужно спросить, не укачивает ли его. Пассажиры все очень разные, и водитель должен быть психологом, уметь с каждым общаться. Кто-то садится о начинает сразу говорить о политике, но даже если таксист других взглядов, разговор должен быть корректным", — поясняют они.