Два десятка оперных и балетных номеров завершили 25-й фестиваль "Сыктывкарса тулыс" (Сыктывкарская весна). Три часа представления пролетели на одном дыхании. Впечатление о фестивале составлял корреспондент портала "Куда идти".
Перед концертом и в антракте публика обсуждала пролетевшие десять дней оперно-балетного праздника: хвалили "Тысячу и одну ночь", восхищались "Доном Паскуале" и недоумевали по поводу "Волшебной флейты". Последнее произведение Моцарта стало, пожалуй, самым обсуждаемым фестивальным событием. Паззл сложных перипетий судьбы Тамино-Моцарта с восприятием зрителя явно не сложился. Кто-то вынес бесповоротный вердикт о запутанности и мудрености, кто-то, как, например, завсегдатай театра, кардиолог Тамара Чаланова, собирается прийти на оперу еще раз, чтобы все-таки попытаться разобраться в непростом сюжете, усугубившимся интерпретацией московского режиссера Ольги Ивановой..
О "Волшебной флейте" на заключительном концерте театр напомнил веселым дуэтом озорных Папагено и Папагены. По традиции, сложившейся в театре в последнее время, солисты Андрей Ковалев и Оксана Клипка пели на языке оригинала – немецком.
Однако чаще всего со сцены звучал итальянский, причем добрую четверть номеров исполнили сами носители языка – гости из солнечной Италии. И если Марчелло Липпи брал веселыми танцами и выразительным исполнением, Даниэль Пископо фактурой и замашками настоящего Дон Жуана, то тенор Джан Лука Пазолини по-настоящему потряс зал. Овациями заканчивалась каждая ария в его исполнении, а партию Неморино из "Любовного напитка" Доницетти многие зрители слушали с закрытыми глазами, наслаждаясь божественным пением. Правда, подвела заставка на огромном экране-заднике: вместо привычных по фильму "Неоконченная пьеса для механического пианино", где ария проходит рефреном, туманных среднерусских, ну, или, на худой конец, итальянских, полей, на ней "красовалась" бутылка с неопределенным содержимым на фоне рогожи.
Однако этот номер выше других оценил и премьер-министр региона Владимир Тукмаков, посетивший концерт. Председатель правительства признался, что из-за занятости не смог выбраться на спектакли фестиваля, но сегодня получил огромное удовольствие.
Убедительна в дуэтах с итальянскими коллегами была и солистка Елена Баканова, то скептически принимающая шутки Дулькамаре, то вот-вот готовая пасть под страстным натиском Дон Жуана.
Итальянец Рафаэль Масколо во втором отделении сменил за дирижерским пультом Азата Максутова. Земляки на сцене и в оркестровой яме после каждого номера на итальянском раскланивались, адресуя друг другу зрительские аплодисменты.
Открыла гала-концерт знаменитая "Каста Дива" (ария Нормы) Беллини в исполнении Ольги Сосновской. Кстати, в заключительном номере оперная дива оказалась на сцене вместе с младшим сыном: юный Алексей Юрковский дебютировал на фестивале в качестве солиста хора.
В одежде цвета французского триколора вышли на сцену гости из Санкт-Петербурга Владислав Шумаков и Олеся Гапиенко в па-де-де из балета Асафьева "Пламя Парижа". Первый сразил публику энергичным ровным фуэте.
Крики "браво" заслужили в номере современной хореографии на музыку Эйнауди наши солисты Елена Быкова и Альдар Кынзыбеев. Занавес на антракт закрылся после искрометного "Танца с саблями" Хачатуряна в исполнении сыктывкарцев Анны Полищук и Романа Миронова с солистами балета.
Конфуз произошел с Фигаро в исполнении Заслуженного артиста РФ Алексея Моисеенко. Тенор в баритональной партии в опере Россини, вероятно, был не в форме: к концу партии голос изменил певцу и практически покинул его. Солист мужественно довел партию до конца, от расстройства попадая мимо нот. Публика переживала за артиста и удостоила его своей порции аплодисментов. Однако на финальный номер и представление участников вечера солист так и не вышел.
Фестиваль носит имя человека, посвятившего себя сцене, всю свою долгую жизнь отдавшей развитию искусства в регионе, создателю "Сыктывкарса тулыс" Ии Петровны Бобраковой. Сегодня она незримо присутствовала в храме искусства, пока зрители под увертюру к опере Джузеппе Верди "Сила судьбы" созерцали с огромного экрана фотографии ролей Народной артистки России и кадры документального фильма о ней.
Вслед за этим снова Верди, Моцарт, Пуччини наполнили зал. Арию Лиу из "Принцессы Турандот" Пуччини исполнила Народная артистка РК Альфия Коротаева, а Аиду Верди – великолепная гостья из Санкт-Петербурга, юная Ольга Георгиева.
Шопен, Пуни, Бизе, Фельд провели с сыктывкарским зрителем этот вечер.
Под занавес все участники концерта вышли к зрителям, чтобы пропеть жизнеутверждающее Funiculi, Funicula Денца и попрощаться с публикой до следующего фестиваля.