Новости Республики Коми | Комиинформ

Анастасия Прокудина: "Я не приемлю недоговоренности, а еще больше – интриги"

Анастасия Прокудина: "Я не приемлю недоговоренности, а еще больше – интриги"
Анастасия Прокудина: "Я не приемлю недоговоренности, а еще больше – интриги"
logo

На этой неделе в России отмечается День работника культуры. Журналист "Республики" пообщалась с человеком, который сегодня несет непосредственную ответственность за отрасль. В интервью изданию министр культуры Коми Анастасия Прокудина рассказала о состоянии дел в подведомственных учреждениях, проблемных точках и своем отношении к антикультуре.

– Не секрет, что должность министра культуры, по крайней мере у нас в республике, самая "подвижная". Если не ошибаюсь, за последние десять лет вы – пятый министр культуры. Как вы думаете, с чем это связано?

– Вопрос, прямо скажем, непростой. Хотя, на мой взгляд, ответ в нем уже заложен. Культура – сама по себе отрасль подвижная, все изменения в обществе касаются ее в первую очередь. Думаю, отчасти следствие ее подвижности – смена руководителей. Кстати, хочу заметить, что есть и другие примеры, характерные для других исторических периодов – например, Владимир Колегов возглавлял отрасль почти 17 лет.

– Вы представляли себе весь объем, который вам предстояло освоить?

– Это невозможно представить. Тем не менее мне очень помог и управленческий опыт, и опыт предпринимательства, когда ты сам себе директор, бухгалтер, юрист и исполнитель. И опыт нагрузок, когда параллельно с бизнесом я получала очное образование, проходила практику в Германии.

– Кем приходится больше быть в этой должности – стратегом, пропагандистом, цензором, контролирующим органом?

– Могу сказать наверняка: приоритетная задача министра – стратегическая. Контроль не менее важен, я надеюсь на высокую степень ответственности руководителей и специалистов в отрасли.

Министр культуры, как и любой чиновник, работает в определенном историческом отрезке времени, при определенных экономических условиях, которые могут поменяться. И министр должен все это предусмотреть или предугадать, если хотите. Тут уже речь об определенной гибкости. Именно гибкости, а не каких-то революционных действиях, от которых сегодня больше разрушений, чем реальной пользы.

Так или иначе роль министра культуры сегодня – это роль управленца. И отраслью, и руководителями, всеми теми, кто отвечает за выполнение задач, поставленных Министерством культуры Российской Федерации. Так что я и стратег, и тактик, и контролирующий орган.

– Визуально вы выглядите человеком не жестким. А на деле – приходится ли проявлять в работе жесткость, прямолинейность, резкость?

– Да, мне свойственна резкость и прямолинейность, это близко моему характеру. Порой я бываю и категоричной, но всегда иду на оправданный компромисс, прямой диалог. Я не приемлю недоговоренности, а еще больше – интриги. И стараюсь во всем придерживаться принципов справедливости и открытости.

– Вам помогает это в тех случаях, когда, скажем так, нужно продавить ситуацию в каких-то вопросах? Например, с вашими подчиненными?

– С подчиненными это как раз нужно в меньшей степени. Скорее, это мне, как подчиненной, помогает выстраивать работу, вовремя и в нужный момент уметь поднять, донести до правительства информацию, оперативно решать вопросы, требующие принятия срочных решений.

– Как бы вы в целом охарактеризовали состояние отрасли в республике? Определите самые, на ваш взгляд, "буксующие" моменты и, напротив, самые позитивные?

– Культуре республики в целом я бы поставила четверку. Но вот что касается материально-технической базы учреждений культуры некоторых районов – то да, здесь мы несколько пробуксовываем. Многие здания требуют обновления, ремонта, а где-то и полной модернизации. В селе Летка, например, клуб находится в маленьком, неприспособленном старом здании местного леспромхоза. В Койгородке в аварийном состоянии здание центральной библиотеки и музея. Сегодня местным бюджетом предусмотрены средства на проведение проектных работ, проводится оценка существующего здания на предмет его возможной реконструкции или необходимости строительства нового.

Между тем муниципальным районам, поддерживающим здания учреждений культуры, в первую очередь оказывалась поддержка в рамках государственной программы "Культура Республики Коми". Так, например, в рамках реализации госпрограммы в Ижме был проведен капитальный ремонт и техническое переоснащение Дома культуры. Из регионального бюджета на эти цели было выделено порядка 57 миллионов рублей.

– Несколько лет подряд то в одном муниципальном образовании республики, то в другом поднимался шум по поводу заработной платы работников культуры. Что вы можете сказать о сегодняшнем положении дел по этому вопросу?

– Я считаю, что ситуация в среднем более чем достойная: 28 тысяч рублей в среднем получают работники отрасли. Недавно один профессор из Санкт-Петербургского университета заинтересовался этим моментом и был очень удивлен. В Питере ситуация гораздо скромнее.

– Когда говорят вот так: "в среднем по республике", то это звучит, как средняя температура по больнице. Есть министерство, есть начальство, а есть рядовые сотрудники – киномеханики, сельские библиотекари, музейные работники.

– Безусловно, все зависит от множества факторов. Даже если говорить о специалистах примерно одного уровня и одной отрасли, мы увидим разные ситуации. Например, если говорить о библиотеках, то в государственных библиотеках зарплата может быть выше, чем в муниципальных за счет разных надбавок: за коми язык, за методическую деятельность, за знание и применение английского языка, за то, что сотрудник – молодой специалист.

– С кадрами проблем тоже нет?

– Такой остроты, как раньше, нет, если только речь не идет о таких уникальных кадрах, как артисты. Практически нет и оттока кадров, мало того, порой руководители не могут уволить слабого сотрудника, так люди держатся за работу. Мы недавно объявили конкурс на должность секретаря одного из учреждений, так за неделю было подано 63 резюме. Это прецедент.

– Исходя из корневого значения слова культура есть искусство возделывать. В самом широком смысле культура – это способ жить, возделывая себя и окружающий мир. Что бы вы добавили от себя?

– Культура отвечает на вопрос "Как?". Как живет и работает над собой человек, народ и человечество. Не помню, кто сказал: цивилизация – это власть над миром, культура – любовь к миру. Это то, что воспитывает, одухотворяет и делает нас человеком.

– Вопрос, который недавно задали министру культуры России Владимиру Мединскому: "Где заканчивается культура и начинается антикультура?"

– Мединский, кстати, ответил, что многое зависит от того, под каким углом мы смотрим на тот или иной предмет или явление. Для меня антикультура – это все, что приводит к разрушению личности человека, это любой негатив на экране или вообще в сфере искусства, куда сегодня просачивается слишком много мусора. Но тут тоже вопрос неоднозначный, ведь каждый, как мы уже отметили, смотрит под своим углом зрения. Тем не менее когда художник, например, навязывает свой проект для общественного использования и этот проект ни у кого абсолютно не вызывает эстетического одобрения, но он упорно продолжает искать административную поддержку, то это антикультура вдвойне. Впрочем, искусство всегда спорно.

– Архитектура тоже огромная часть культуры. Вам нравится архитектура столицы республики?

– Если вы о пресловутой точечной застройке, то это, к сожалению, беда многих российских городов. Равно как и уничтоженные памятники архитектуры. Как-то известный нам историк Михаил Рогачев поведал об одном эпизоде, когда иностранцы спросили у него, почему, дескать, он показывает на фото какие-то исторические ценности прежнего города и говорит: здесь было здание, здесь стояло здание. Европейцам непонятно, почему все – в прошедшем времени и почему это осталось только на картинках? Им и в голову, наверное, не пришло бы уничтожить что-то исторически ценное. Конечно, я переживаю за Сыктывкар, это моя малая родина, и меня многое не устраивает – тот же внешний вид новой "Пармы", например. Или то, что произошло с некогда зеленой улицей Привокзальной – нынешней Морозова, которую впору еще раз переименовать, например, как какую-нибудь Автозаводскую. Все дело в работающих или неработающих законах.

Например, в Латвии запретили глухие трехметровые заборы, и даже той же Лайме Вайкуле пришлось подчиниться и переделать свою "крепость", которой она отгородилась от внешнего мира.

– Вам по должности приходится поглощать огромное количество культурного продукта: концерты, всевозможные фестивали, выставки и т.д. А что-то лично для себя, для души вы отслеживаете?

– Я стала гораздо больше читать, причем параллельно по нескольку книг. Даже если мне что-то не нравится, я никогда не брошу чтение, не дочитав до конца, не поняв автора. Или вот совсем недавно в кои-то веки у меня выдался свободный вечер, и мы с сотрудницей министерства просто пошли на оперу "Травиата" – как обычные зрители. И удовольствие от самой оперы получили, и замечательного приглашенного солиста послушали.

– Мы немало пишем о творческой жизни театра оперы и балета, но наших читателей интересует его "физическое" состояние. Будет ли поставлен театр на реконструкцию в следующем сезоне?

– Два следующих сезона театр будет работать на своей прежней площадке. Ведется подготовка проектно-сметной документации.

– Вопрос от преподавателей кафедры ДПИ факультета искусств Сыктывкарского университета. Сегодня в залах Национальной галереи с большим успехом проходят выставка и мастер-классы колледжа культуры и факультета декоративно-прикладного искусства университета, которые непосредственно готовят специалистов, в том числе и для министерства культуры. А какое участие принимает министерство в трудоустройстве этих выпускников?

– По этому вопросу приведу опыт Удмуртии. В начале девяностых там был открыт Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесла, а за ним – районные центры и дома ремесел. За сравнительно небольшой период в республике была создана система сохранения и развития народного декоративно-прикладного искусства, бытовавшего на территории региона. Сегодня в Удмуртии работает 21 районный центр с сельскими филиалами. Думаю, стоит более пристально изучить этот опыт и взять его на вооружение.

****Анастасия Прокудина окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности "Социально-культурный сервис и туризм". Работала заместителем директора по управлению персоналом предприятия РК "Олимпиец", возглавляла Центр спортивной подготовки сборных команд. В 2011 году приступила к должности директора центра культурных инициатив "Юг\р". В ноябре 2014 года распоряжением главы Коми назначена на должность министра культуры республики.