В Сыктывкаре проходит республиканский образовательный форум "Образование, государство, общество". В рамках мероприятия сразу на нескольких площадках руководители вузов, ссузов, школ, дошкольных образовательных учреждений, а также учащиеся, родители и работодатели обсуждают перспективы сотрудничества, проблемы отрасли и ее дальнейшее развитие.
Одна из дискуссионных площадок развернулась в Гимназии искусств при главе РК. Педагоги со всей республики делились опытом и дискутировали об этнокультурном содержании образования и образовательных стандартах среднего общего образования.
Преподаватель гимназии Жанна Сизева рассказала коллегам об использовании нетрадиционных форм на уроках коми языка. Ее русскоговорящие ученики в течение 45-ти минут урока способны создать иллюстрированную книгу на коми языке, интерактивную игру или мультфильм. Более сложный проект - фильм на коми языке. Однако какие методы ни использовала бы учитель, ее предмет часто становится любимым у детей, чьим родным языком коми не является.
Елена Ярошенко, директор Коми национальной гимназии - единственного учебного заведения, где дети изучают коми как родной в городских условиях - говорила о проблемах кадров. По ее словам, коллеги с энтузиазмом приняли доклад ректора СыктГУ Марины Истиховской, в котором она сообщила о том, что в 2015 году абитуриенты, изучавшие в школе коми язык как государственный, получат возможность поступления на образовательную программу по направлению "Педагогическое образование". Прежде поступить на направления "филология" с компонентом "национальная филология" и "коми язык и литература" могли только выпускники школ, освоившие программу изучения коми языка как родного. Кроме того, ректор говорила о привлечении абитуриентов путем объединения специальностей, когда учитель коми языка мог бы владеть навыками преподавания английского, географии или биологии, что особенно актуально длля сельских школ.
По словам Елены Ярошенко, Коми национальная гимназия, которой в следующем году исполнится 25 лет, держит марку и дает фору школам в традиционно комиговорящих муниципалитетах.
"Дети изучают у нас коми язык с 1 по 11 класс. В этом году набрана группа детей, которые изучают коми как родной с 1-го класса. Мы получили интересный результат этого начинания: все шесть первоклассников прошли адаптацию быстрее сверстников, уже через месяц чувствовали себя в школе как дома, знали, с кем из учителей они могут поговорить на родном языке, спокойно приходят ко мне в кабинет, и мы беседуем с ними по-коми", - рассказала Е.Ярошенко. В КНГ к изучению коми языка подключают и родителей. Этому был посвящен доклад учителя начальных классов гимназии Зинаиды Тарабукиной.
Этнокультурный компонент в Коми национальной гимназии распространяется практически на все предметы, традиционно активная этнокультурная и языковая подготовка идет во внеурочной деятельности - в кружках и студиях.
"На будущий год мы снова наберем первоклассников, для которых коми является родным, чтобы они полноценно изучали его в гимназии. Вот только хотелось, чтобы как родной коми изучали и в традиционно комиговорящих селах - Сторожевске, Усть-Куломе", - заключила собеседница агентства.
*** Организаторы образовательного форума Республики Коми "Образование, государство, общество" - Министерство образования Республики Коми, Сыктывкарский государственный университет, Коми республиканский институт развития образования и Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова.