В Сыктывкарском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении экс-мэра столицы Коми Романа Зенищева и бывшего руководителя ООО "Тепловая компания" Игоря Осадчего.
Р. Зенищев обвиняется в получении взяток, крупной растрате и злоупотреблении должностными полномочиями, а И. Осадчий - в пособничестве в растрате.
В начале сегодняшнего заседания гособвинитель заявил ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела постановления об объявлении в международный розыск бывшего заместителя Романа Зенищева Сергея Лученкова и оглашении его показаний, данных в ходе предварительного расследования.
Прокурор отметил, что С. Лученков находится в международном розыске, как обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 290 УК РФ (получение взятки). По некоторым данным, он сейчас скрывается от следствия в Америке. Поскольку явка его в суд не обеспечена, гособвинитель настаивал на оглашении трех протоколов допроса Лученкова и его очной ставки с Р. Зенищевым.
Оба подсудимых высказались против оглашения показаний. Эту позицию поддержали и адвокаты. По их мнению, процессуальных оснований для оглашения показаний Лученкова нет и расценивать его показания как свидетельские - невозможно.
"Лученков допрашивался в качестве подозреваемого и обвиняемого, а в качестве свидетеля не допрашивался. На данной стадии его процессуальный статус не определен. Поэтому оглашение его показаний является невозможным", - заявил в суде один из адвокатов Р. Зенищева.
По поводу оглашения очной ставки защитники против не возражали, но в этом случае попросили огласить и другие очные ставки. Суд, совещаясь на месте, определил, что в силу уголовно-процессуального кодекса статус Лученкова - обвиняемый и каких-либо правовых оснований для оглашения его показаний у суда не имеется. В этом ходатайстве было отказано.
Ходатайство по оглашению очной ставки судья удовлетворил, а просьбу об оглашении других очных ставок счел несвоевременной.
После этого судья огласил очную ставку в части ответов С. Лученкова на вопросы следователя и вопросы самого Р. Зенищева.
В ходе нее бывший заместитель главы городского округа настаивал на своих показаниях и подтвердил, что передавал Р. Зенищеву пакет с деньгами от Осадчего, фирма которого участвовала в конкурсе на строительство котельной в Нижнем Чове.
После оглашения очной ставки в суде был допрошен еще один свидетель по эпизоду со строительством котельной - Александр Булатов, который в 2007-2008 годах работал мастером по ремонту тепловых сетей в тепловом хозяйстве, директором которого был Осадчий.
А. Булатов рассказал, что занимался земляными работами при строительстве котельной в поселке Нижний Чов. С другими рабочими, занимающимися установкой модульной котельной, он не общался, но знал, что они из Москвы или Московской области.
"Когда мы пришли работать, фундамент был готов. Модульной котельной не было еще, ее поставили позже, - рассказал свидетель. - Мы подготавливали территорию, убирали гаражи. Товарные накладные и приходные ордера я подписывал".
Больше вопросов к свидетелю у сторон не возникло.
После судья предложил перейти к допросу обвиняемых по эпизоду с котельной. Гособвинитель попросил начать допрос с Осадчего, а сторона защиты, напротив, настаивала на том, чтобы первым был допрошен Зенищев.
После того, как судья сказал, что порядок допроса определяется стороной защиты, прокурор вдруг заявил, что по эпизоду с котельной представлены не все доказательства и необходимо изучить еще некоторые материалы дела, но если бы первым был допрошен именно Осадчий, то ситуация повернулась бы иначе. С чем это связано - гособвинитель не обяснил.
Непонимание по данному вопросу возникло и у судьи. "Если представлены не все доказательства - представляйте. Иначе быть не может", - сказал судья.
После небольшого перерыва прокурор попросил изучить в суде ряд документов, причем сразу по всем эпизодам уголовного дела: копии авиабилетов всех, кто летал с Р. Зенищевым в командировку в Испанию, копии приказов о направлении в командировку работников, копии документов по курсам иностранных валют, копии служебных заданий на Афанасьеву, Лученкова, Жгилеву и Первакову, копии счетов о проживании в гостинице, протоколы выемки и другие документы.