Новости Республики Коми | Комиинформ

Владимир Тукмаков: Уже через некоторое время можно будет говорить об экономическом росте

Владимир Тукмаков: Уже через некоторое время можно будет говорить об экономическом росте
Владимир Тукмаков: Уже через некоторое время можно будет говорить об экономическом росте
logo
Владимир Тукмаков: Уже через некоторое время можно будет говорить об экономическом росте
Фото Юрия Кабанцева, БНК

О том, как региональное правительство справляется с новыми вызовами, как удается делить функционал по управлению регионом с главой республики, о сохранении социальной стабильности, развитии отдельных отраслей в интервью представителям ведущих СМИ республики откровенно рассказал председатель правительства Республики Коми Владимир Тукмаков.

О новой структуре власти

- Новая структура правительства региона была сформирована еще в докризисных условиях. Что необходимо изменить для усиления работы кабинета министров в нынешней ситуации или же правительство справляется с новыми вызовами?

- Когда мы принимали решения о новой конструкции правительства Коми, мы уже тогда исходили из прогнозов наступления непростых экономических условий. Именно поэтому было принято решение об усилении хозяйственного блока. Было создано Агентство инвестиционного развития Республики Коми для привлечения вложений в экономику региона, Комитет жилищно-коммунального хозяйства республики для наведения порядка в этой важной для каждого жителя сфере.

Говорить сегодня об изменении структуры правительства нет необходимости. Система госуправления не предполагает резких трансформаций.

- Как формируются планы министерств. Будете ли Вы их смотреть перед представлением их на рассмотрение главе республики?

- Вообще практика представления Главе республики отчётов ведомств имеет трёхлетнюю историю. И это, на мой взгляд, эффективный механизм для выработки понимания у каждого руководителя министерства или ведомства тех приоритетов и задач на предстоящий год, которые предстоит решать. Отчёты, заслушиваемые на Президиумах Правительства республики, позволяют сопоставить видение Вячеслава Михайловича (Гайзера – Главы Республики Коми – прим. ред.), в каком направлении двигаться дальше, с взглядами руководителей органов государственной власти республики. Не скрою, что не все планы ведомств проходят защиту гладко. В некоторых случаях отчёты отправляются на доработку для их корректировки и выработки согласованного понимания задач на год.

- Есть ли аутсайдеры среди министерств и ведомств?

- Не совсем согласен с формулировкой. Я не считаю органы власти, которым возвращены отчёты на доработку, отстающими. Корректировали свои планы Агентство инвестиционного развития Республики Коми, Агентство по туризму Республики Коми. Определённые изменения предстоит внести Министерству сельского хозяйства и продовольствия региона. Этот процесс объясним, так как задачи, которые сегодня стоят перед ними, очень важны. Два новых ведомства строят управленческий процесс почти с нуля. Решения по ним должны быть чётко выверены.

Об антикризисном плане

- По поручению главы Коми был разработан свод антикризисных мер. Можете ли навскидку назвать конкретные вещи, которые будут предприняты правительством республики в социальной сфере, в экономике для сохранения стабильности и действующих производств?

- Меры в рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности увязаны на то, чтобы оказать содействие развитию экономики. Предполагается разработать законопроекты, в рамках которых будут предоставляться преференции начинающим предпринимателям. Речь идёт о налоговых каникулах, снижении налоговых ставок тем, кто работает по упрощённой системе налогообложения. Будет разработан комплекс мер в сфере занятости населения, чтобы максимально нивелировать те риски, которые возникают в ситуациях, когда происходит высвобождение работников предприятий и организаций. Готовится соответствующая программа, которая позволит нам участвовать в эффективном распределении средств федерального бюджета. В случае защиты региональной программы мы рассчитываем получить весомую поддержку - более 100 миллионов рублей.

Очень важный сегмент работы в рамках плана касается мероприятий по сохранению транспортной доступности. Речь идёт о поддержке предприятий, которые занимаются воздушными, водными и автомобильными перевозками.

- Вот конкретный пример – Печорская ГРЭС, более 100 сотрудников которой не желают переходить в подрядную организацию, им грозит сокращение. Как сработает программа на примере этого предприятия?

- Насколько я знаю, сейчас в контакте с работниками и менеджерами предприятия находится местная администрация, и я надеюсь на скорейшее разрешение конфликта. Если же проблема зайдет в тупик, те люди, что останутся не у дел, смогут обратиться в печорский центр занятости населения и подыскать возможности трудоустройства через банк вакансий. Следующим шагом станет помощь в переобучении, получении новых знаний, профессий, которые позволят людям найти своё место на рынке труда. На ГРЭС трудятся настоящие профессионалы, и я уверен, что проблем с самореализацией у них быть не должно.

- Учитывая высокий инфляционный рост и дефицит бюджета, от каких бюджетных статей все же придется отказаться, и где намечено сокращение статей расходов?

- Под оптимизацию, если такое решение будет принято, попадут расходы на проведение текущих и капитальных ремонтов, инвестиции в капитальное строительство новых объектов, покупка транспортных средств, оборудования, обеспечение госслужащих. Все эти расходы можно отложить во времени, они не повлияют на социально-экономическое развитие республики, и на находящиеся на контроле Главы республики обязательства по социальным выплатам, заработной плате, по исполнению "майских" указов Президента России, которые для нас являются безусловными.

- Не планируется ли сократить чиновников по примеру федеральных органов власти?

- Работа по оптимизации численности госслужащих ведётся давно, носит системный характер, и прекращать её мы не собираемся. При этом нужен разумный подход, заключающийся в понимании того, что те функции, которые сегодня возложены на органы госуправления, должны выполняться качественно.

- Что предпринимает правительство республики по контролю за ценами на продукты и медикаменты?

- Уже давно ведётся работа в этом направлении. Сегодня мы придали ей дополнительный импульс. Созданы оперативные штабы по мониторингу ценовой ситуации на товарных рынках на уровне республики и муниципалитетов. Одним из элементов этой работы является взаимодействие с сельхозтоваропроизводителями и торговыми сетями. Сегодня у нас есть соглашение с одним из ритейлеров о фиксировании предельных торговых наценок на социально значимую группу товаров. Есть принципиальное согласие и других торговых компаний подписать аналогичные соглашения, что позволит держать цены под контролем и обеспечить наличие на прилавках товаров первой необходимости. Но здесь, как озвучивал Глава республики, должен быть найден компромисс, чтобы в условиях рынка эти меры не привели к ухудшению финансового положения бизнеса, его банкротству. Минсельхозпроду республики также поставлена задача при заключении с производителями сельхозпродукции соглашений о предоставлении господдержки предусматривать пункт о выработке согласованной с государством позиции в сфере ценообразования с обоснованием повышения цены на ту или иную продукцию.

- В связи с ростом цен ухудшается рацион питания детей в образовательных учреждениях, нарушается его сбалансированность. Какой Вы видите выход из ситуации?

-В этом вопросе очень важна роль, уровень профессионализма, умение найти оптимальный подход к решению вопроса со стороны руководителей бюджетных организаций. Сегодня каждое учреждение получает объём средств, необходимый для выполнения государственного задания. И здесь управленческое мастерство, опыт директора учреждения и позволит принять решение и распределить средства таким образом, чтобы в первую очередь они тратились на формирование качественного рациона питания детей.

- Возвращаясь непосредственно к вашей работе, были ли моменты, когда ваше мнение расходилось с мнением главы республики?

- Когда принималось решение о разделении полномочий Главы республики и Председателя Правительства региона, то исходили из принципа, что Вячеслав Михайлович Гайзер – высшее должностное лицо, которое принимает стратегические решения и занимается стратегическим планированием. Ответственность за решение тактических задач среднесрочного горизонта возложена на меня. И Республика Коми - не единственный такой субъект, немало регионов работают по этой же схеме. Спорные ситуации, дискуссии бывают. Это нормально, если мы говорим о командном принципе работы, который и культивирует Глава республики. Такой подход позволяет услышать друг друга и прийти к согласованному, взвешенному решению. Если я понимаю, что вопрос должен решаться иным способом, то высказываю аргументированную позицию, стараюсь свою точку зрения отстоять. В свою очередь Вячеслав Михайлович как мудрый, гибкий человек, который понимает, что иная точка зрения имеет право на существование, никогда не зацикливается на своём. Если возражения являются обоснованными, он соглашается.

О перспективах

- Не раз было заявлено, что кризис - это время новых возможностей. Для каких отраслей или конкретных предприятий настало время подъёма?

- Очевидно, что на первый план выходят предприятия, которые производят продукцию, исчезнувшую с продовольственного рынка по причине введения эмбарго. То есть ниши открываются для сельского хозяйства. В аграрном секторе удачный пример – завершение строительства очередного тепличного комплекса по голландской технологии силами ООО "Пригородный". Их ввод в эксплуатацию позволит на 20 процентов увеличить объемы производства свежих местных овощей, зелени, помидоров и огурцов, которые сегодня востребованы на рынке республики. Реконструкция и модернизация свиноводческого комплекса на базе птицефабрики "Зеленецкая" позволит увеличить производство мяса, объём которого существенно "закроет" потребности жителей республики в качественной продукции.

- Будет ли республика помогать таким предприятиям, чтобы быстрее запустить проекты по импортозамещению?

- Безусловно. Такая поддержка оказывается не первый год и будет не только сохранена, но и усилена. Речь идёт о компенсации расходов предприятий на модернизацию производств, приобретение технологического оборудования. К примеру, тот же ООО "Пригородный", который строит овоще- и картофелехранилище на 3200 тонн. Предполагается, что его мощностями смогут воспользоваться другие аграрии, у которых таких хранилищ нет. А полноценная сохранность позволит обеспечить стабильный уровень цен на овощи зимой и весной, когда они дорожают ощутимее всего.

В целом, говоря о господдержке отрасли, её эффективности, очень актуален сегодня акцент на развитии современных, высокотехнологичных сельхозпредприятий.

- Какова инвестпрограмма компании "Интауголь", которая сегодня находится в собственности республики?

- Объём инвестиционной программы составляет порядка 140-150 миллионов рублей в 2015 году, что позволит обеспечить выработку продукции, объем выручки, наладить безубыточное, рентабельное производство. Эти средства будут направлены на приобретение и установку нового добычного оборудования. Источником послужат заёмные средства и собственные средства предприятия.

- Еще пару лет назад активно развивался туризм. Какие перспективы сейчас?

- Туризм относится к перспективным отраслям, особенно в условиях ограничения части российских граждан выезда за пределы страны и роста курса валюты. В этой ситуации многие переориентировались на внутренний туризм, всплеск развития которого, мы все понимаем, не произойдёт одномоментно, нужно время. Кроме того, сегодня задача на перспективу – создать инфраструктуру для приёма гостей. В этом вопросе очень важна роль муниципалитетов, активная позиция жителей республики, желающих развивать эту отрасль экономики. И турпоток будет расти. К примеру, уже сегодня Финно-угорский этнопарк, природные, архитектурные памятники, туры в заповедники вызывают интерес и китайцев, и белорусов, и, конечно, жителей нашей республики. И в этом направлении есть потенциал для дальнейшего развития.

- Правительству республики пришлось взять дополнительные кредиты, чтобы исполнить "майские" указы президента России. Рассчитывает ли республика на помощь федерации в этом?

- В этом году мы надеемся получить бюджетные кредиты из федерального бюджета на замещение коммерческих займов, на удешевление обслуживания госдолга, так как коммерческие заимствования очень дорогостоящие. Не так давно нам удалось привлечь кредит Сбербанка по ставке 22 процента годовых, что является немалой нагрузкой на бюджет.

-Как Вы оцениваете деятельность своих заместителей - Алексея Старцева и Эльмана Худазарова, о которых в прессе, в отличие от Тамары Николаевой и Константина Ромаданова, практически не слышно…

- Алексеем Геннадьевичем фактически за январь-февраль проделана огромная работа, связанная с оценкой эффективности бюджетных расходов и их оптимизацией. Эту работу сложно переоценить. И очень важен его системный подход как человека, который пришёл из бизнеса. Важна его роль в процессе получения для бюджета республики банковского кредита. Уверен, что многие из тех задач, которые перед ним стоят, будут успешно реализованы.

Эльман Асланович занимается привлечением инвестиций в экономику республики. Примером результативности его работы служит визит китайских инвесторов. Прежде представители бизнес-сообщества Китая такого высокого уровня не посещали наш регион. Важный блок его работы связан с внедрением лучших практик содействия предпринимателям. Эта работа предполагает улучшение институциональной среды в регионе для скорейшего получения разрешений на строительство, решения вопросов согласования процедур, связанных с отводами земельных участков и ввода в эксплуатацию оборудования и мощностей. Также в сферу ответственности Эльмана Худазарова входят вопросы развития государственно-частного партнёрства, развития туризма в регионе.

- Кстати, в начале года все переживали, что свернется программа ГЧП. На Ваш взгляд, появились ли новые проекты и какие из них наиболее перспективные?

- Работу мы не останавливаем. Проекты ГЧП важны с точки зрения движения вперед в условиях бюджетных ограничений. Сегодня инвестор строит за счёт собственных средств объект, поступающий затем в собственность республики, которая в свою очередь определенное количество времени будет рассчитываться за него.

Сегодня мы рассматриваем два сегмента – 13 проектов в социальной сфере - школы, детсады, спортобъекты – и проекты в дорожном строительстве. Считаем для себя стратегически важным и необходимым развивать дорожную инфраструктуру, чтобы обеспечить сквозное дорожное сообщение и выход на другие регионы. Этот сегмент в дорожной сфере предполагает строительство на условиях ГЧП участков "Малая Пера - Ираель" и "Ираель - Каджером". Уже объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения.

- Интересует ваше мнение как эксперта-финансиста, республике нужно сохранить темпы 2014 года или нужен прорыв?

- Сегодня нам важно сохранить тот уровень экономического развития, который был достигнут в прежние годы. Время для прорыва в этом году не настало. Но, учитывая цикличность экономических процессов, я думаю, что через 2-3 года придёт момент для экономического рывка. Вспомните кризисные 2008-2009 годы. А затем в 2010- 2011 годах мы почувствовали, что экономика набирает обороты, наполнялся бюджет по доходам. При этом, как экс-министр финансов, могу сказать, что эти средства не были пущены на ветер, а были направлены на выполнение задач, поставленных Главой республики по строительству объектов социальной инфраструктуры. Я думаю, что к ситуации увеличения темпов экономического роста мы вернёмся уже через некоторое время.