12 марта в 18.00 в Центре культурных инициатив "Югор" открывается выставка молодых сыктывкарских художников Инги Поповской и Саши Порошкиной "Зал для двоих". Экспозиция состоит из живописи, графики и фотографии. Обе девушки – выпускницы факультета искусств Сыктывкарского государственного университета. Экспозиция – отчет о послеуниверситетском периоде. О том, что готовится в "Зале для двоих", как видят девушки окружающий мир и почему молодые художники не могут продавать свои картины, авторы выставки рассказали порталу "Куда идти".
- Почему "зал для двоих"? Выставляться вместе - это вынужденное решение или идейный ход?
Саша: Это наше общее желание.
Инга: Мы с Сашей давно дружим. У нее это первая выставка, не считая отдельно выставлявшихся фотографий, у меня будет уже четвертая. Вместе мы для того, чтобы поддержать друг друга, ведь мы впервые выставляемся на город. На факультетские выставки мало людей приходило, хотя афиши и висели. В общем, это наш первый шаг в третье тысячелетие. Да и зал в "Югоре" большой, работ надо много.
- В ваших работах больше общего или вы будете работать на контрасте?
Инга: Это будет сильный контраст. Осмысленный и намеренный.
Саша: У нас разное творчество, разное видение одной темы.
Инга: Это два разных вида искусства: художественная фотография и изобразительное искусство. Просто у нас общая тематика. "Зал для двоих" - не столько название, действительно, сколько факт. Сама концепция – это намерение подглядеть жизнь.
Саша: Мы хотели показать разный взгляд на одни и те же вещи, события.
Инга: Мы - девушки романтичные, любим животных, жизнь, поем в одном хоре – Академическом хоре СГУ. Кстати, для зрителей это будет сюрприз.
- Вы будете петь?
Инга: Хор будет выступать, не только мы. На открытии выставки, кстати, хор будет петь впервые, обычно мы выступаем на больших городских мероприятиях или с сольными концертами. Вот так, на частном мероприятии это будет впервые.
- Вопрос к Саше. Вы работаете художником-декоратором. Вам комфортно на рабочем месте? Нет конфликта между тем, что вы видите и хотите делать, и тем, что требует от вас работодатель?
Саша: Нет, такого конфликта не чувствую. Некоторые рамки, конечно, есть, но мне это не мешает никак, или же я их просто еще не успела почувствовать. Более того, я очень рада, что попала в эту среду: театр – здесь повсюду творчество. Я нашла свое место, мне там комфортно.
Инга: А меня чуть-чуть ограничивает в плане времени. Я педагог, и потому времени на то, чтобы писать, не остается. Вроде бы ты работаешь в той же сфере: рисуешь, клеишь, вырезаешь, лепишь. Но на свое творчество времени остается мало.
- Бытовуха не затягивает?
Инга: Уже. Каждый день.
Саша: А я не боюсь, что затянет, ведь фотография – это любой момент моей жизни. К тому же творческое окружение оказывает влияние.
- В анонсе выставки было упомянуто, что вы по-особому видите мир. Сможете пояснить, как это?
Саша: Просто по-своему. Кто-то замечает какие-то моменты, кто-то привык к ним. Мы можем увидеть необычное в обычном. Просто по-своему. Любой человек видит мир по-своему. А нам нравится ловить необычное в обычных моментах, к которым другие уже привыкли.
Инга: Мы рисуем все, что видим. Я сейчас пишу серию "Жизнь стула". Вот как вы себе можете это представить? У меня есть единственный в комнате стул, я на нем даже не сижу, потому что он всегда занят тремя моими кошками. Я и написала этих кошек на стуле.
- Кошек вообще много в творчестве?
Инга: Больше собак. Хотя я вообще люблю животных в целом. У меня будут и куры, и козы, и собаки, и кошки. И в жизни, и на выставке. Я с ними больше контактирую почему-то, чем с людьми.
- Есть у вас любимая тема, которую вы готовы изображать постоянно?
Саша: Я не люблю постановочные кадры, я просто люблю снимать жизнь. А в ней всегда найдется множество интересных тем. Интересно успеть поймать момент - в этом есть что-то особенное.
Инга: Работы на одну тему – это проект. А у нас выставка, на ней может быть все, что угодно. Конечно, это не учебные и не пленэрные работы. Это работы настроения, кусочки из жизни, которые мы решили запечатлеть. Я в кармане всегда ношу с собой блокнот, в который записываю все, что мне приходит в голову. Это даже не зарисовки, а просто мысли. Например, "продавец нового года" у меня – это женщина в красных варежках, продающая новогодние елки. Я на работу иду – она сидит, с работы возвращаюсь – тоже
сидит, продает елки. В автобусе часто мелькают интересные сюжеты и персонажи, просто на улице, в лифте.
Саша: То, что мы делаем, появляется спонтанно. Это могут быть сюжеты, цвет, свет, момент, эмоции, переживаемые сейчас. Ничего надуманного в наших работах нет. Все эти моменты ловятся на ходу. Можно идти рядом с человеком, он просто взмахнет как-то рукой или свет по-особому упадет - и вот, готовый сюжет. Хотя для него ничего особенного не произошло.
Инга: В один момент ты делаешь акцент на человека, в следующий - на свет, потом на настроение вокруг. Можно пятьдесят раз написать одну улицу, и каждый раз она будет разной.
- На прошлой неделе в Национальной галерее открылась выставка работ выпускников факультета искусств СГУ. Ваши работы там присутствуют?
Инга: Как раз - нет. Хотя мы и не распоряжаемся своими дипломными работами, это уже собственность университета, но в этот раз мы попросили их для своей выставки, поэтому в Нацгалерее их нет.
- Сложно вообще в Сыктывкаре организовать выставку?
Инга: Затратно. Саше работы надо напечатать и оформить, а мне написать и оформить, купить краски. "Югор", конечно, нам сейчас очень сильно помог: с нас только работы, оформление, с них – зал и все остальное.
- А вы продаете свои работы?
Инга: У молодого художника должен быть багаж за спиной. Вот придет он в Союз художников, а где работы? Только их фотографии? Вот и иди тогда дальше продавай. Да и покупают их за копейки. Конечно, нельзя сказать, что картина должна быть дорогой, если с работой расстаешься легко, то продать можно. Кто бы это еще ценил. Вчера в такси водитель хотел купить у меня работу. Я ему предложила придумать цену и поделить на два. Получилось две тысячи. Для него это огромные деньги. А я эти деньги только на материал потрачу. Художник – это не деньги, это душа, это работа, это жизнь. Нам выставка нужна не для того, чтобы продаваться, а чтобы на себя посмотреть со стороны.
- На выставке планируются круглые столы, дискуссии, мастер-классы, сюрпризы. Что готовите?
Инга: Проблемные вопросы планирует поднимать сам "Югор" - вопросы выживания художника в Сыктывкаре, организации выставок, проведения пиар-кампаний. Я вот мастер-класс придумала. Я много работаю с детьми и заметила, что многие просто не знают ни художественных техник, ни инструментов. Я первому классу как-то показала технику монотипию. У нас получились маленькие шедевры. Я хочу провести мастер-классы по монотипии. И если получится, то еще и познакомить гостей выставки с техникой марморирования, если, конечно, ни у кого аллергии не будет на растворители.
- Каким будет общий настрой выставки на двоих?
Саша: Все выставки отличны по масштабу, эмоциям и личным чувствам художника. Эта выставка передаст наши мироощущения: в чем-то их разность, а может и сходство. Хочется, чтобы зритель просто почувствовал это вместе с нами.
Инга: Это не пленэр, не натура, это будет просто хорошее настроение. Выставка будет веселой и яркой по цвету. И не судите строго моих котиков.